Глава 9. Что мне это напоминает?
< Оглавление. Далее >
ЧТО МНЕ ЭТО НАПОМИНАЕТ?
«Безошибочное правило в толковании Писаний: Писание должно толковать само себя. А поэтому при возникновении какого-либо вопроса в лю-бом из Писаний (которых не много, а Одно!), надо искать другое место, говорящее более просто и поясняющее первое».
Вестминстерское Исповедание.1647.
Эта глава посвящена довольно трудной теме и могла бы называться: «Делайте ссылки на параллельные места сами».
Для самоуспокоения можно полагать, что в этой области все уже сделано задолго до нас и наилучшим образом, а потому и не стоит напрягаться. К тому же предполагается, что 66 способных выполнить такую работу Христадельфиан, предоставят нам вскоре свои варианты параллельных ссылок, что несомненно будет выдающимся событием, результатом многолетних трудов по каждому слову, фразе и мысли.
И все же, пока мы все ждем этого, – делайте это для себя. То, что вы сделаете сами будет для вас намного ценнее, чем то, что вы найдете в неоп-ределенном будущем в работе, сделанной другими.
Здесь приводится пример параллельных мест, которые неплохо бы вам иметь на полях своей Библии, для того чтобы вы смогли воспользоваться ими в споре с каким-нибудь своим православным другом. (Термин «православный» используется не правильно; это – вы «Православные», поскольку вы правы, а потому и славны, ибо правильно славите Бога). Употребляя всем хорошо знакомые слова: «В доме Отца Моего обителей много», они пы-таются подтвердить свою ошибочною идею вознесения после смерти на небеса. Если на полях у вас отмечено Ин.12,16, то задача упрощается. Ну, а ес-ли у вас к этому еще прибавлены Мк.11,17; 2Пар.2,1-6; Ис.2,2-6; Еф.2,19-22; 1Птр.2,5 и другие подобные места, найденные при помощи «Симфонии», то вы в праве задать вопрос: «А вы сможете найти хотя бы одно место, в котором бы говорилось, что «дом Отца» не храм на земле?»
Или же другой пример. Читая о светильнике в Исх.25, сделанном в виде символического дерева, при упоминании стебля, ветвей, чашечек, яблок и цветов, в сознании возникает образ миндального дерева, которое тут же и упоминается. Описание херувима наводит вас на мысль о херувиме в Едеме и о дереве жизни. Из этого становится очевидным, что Бог выбрал миндальное дерево, как символ жизни, которое, кстати, начинает цвести весной пер-вым среди прочих. И жезл Аарона так же «дал цвет и принес миндали». Таким образом ветвь, отрасль, дерево жизни, жезл, положенный на ковчег (или рядом с ним) завета, становятся символом Того, Кто умер и воскрес, Чье имя Отрасль, Который невидимый сейчас нами, находится у Отца. Вы вспом-ните и другие упоминания дерева жизни, сделанные в Притчах, каждое со своим значением, но все указывающие на Иисуса Христа. И было бы весьма странно, если бы вы не обратились к Евангелиям, вглядываясь в «дерево» смерти, которое для вас стало «деревом» жизни. Эта мысль не скоро бы пришла вам в голову, если бы не Апостол, приравнявший мертвое дерево креста к Кресту распятия, для тех, кому оно стало «деревом» к жизни. Эта тема также прослеживается и в семи символических светильниках, представляющих церкви в Асии, дерево жизни заботливо ухоженное Вторым Ада-мом, дабы то принесло добрые плоды.
И это не конец поисков. Но если вы решите ограничиться этим, то вам захочется как-то сгруппировать и систематизировать результаты, приведя в порядок всю цепочку данных,
Исх.25,31-33;
Быт.2,9;
Числ.17,8; Зах.6,12; Ин.19,5;
Пр.11,30; 15,4; 13,2;
Деян.5,30; 13,29;
1Птр.2,24;
Откр.1,13.
И без всякого сомнения вам захочется сюда прибавить еще и такие места, как Пс.1,3; Иез.47,2-12; Откр.2,7; 22,13-14. Такая ценная гроздь мыслей, умещающихся на странице вашей Библии, занимая при этом места не больше, чем почтовая марка, останется с вами до конца ваших дней, как напоми-нание при чтении Быт.2,9.
Аналогично, если вы откроите «Симфонию» и посмотрите на слова «поражать»: «вина»: «пята», жало»: «хитрость», то сразу же возникает с дю-жину ассоциаций с Едемским змеем, включая и загадочный 40-й Псалом, в котором предатель и змей выступает в роли Побежденного Праведного Ра-ба Божия! Возможно, что это богодухновенное описание внутреннего состояния Иуды после предательства своего Господа?
При чтении Ветхого Завета, когда вы наталкиваетесь на слова «кровь невинная», было бы очень странно, если бы вы не подумали о том, что они вам напоминают и не начали искать связь со словами Иуды: «согрешил я, предав Кровь невинную». Невероятно, чтобы каждое место с такими слова-ми служило тенью, предсказанием, смерти Христа, но также невозможно, чтобы хотя бы одно из этих мест не указывало на это. Я обнаружил три по-добных пророчества, но прав я, или нет, это спорный вопрос.
Некоторый элемент неопределенности в толковании присущ почти любому месту в Библии. Особенно это относится к тому, что на первый взгляд кажется кристально ясным и понятным, но позже, и это испытал каждый из нас, становится в чем-то недосказанным, а в чем-то и сомнительным. В та-ких случаях дальнейшие поиски в Слове Божием неплохо подкрепить мнениями других, тем самым подвергнув испытанию вашу терпимость к чужому мнению и вашу склонность к упрямому догматизму при отстаивании ваших собственных взглядов.
В Евангелии от Матфея (гл.14) Иисус насыщает пять тысяч «когда... настал вечер». Насыщение такой огромной толпы не могло произойти быстрее, чем за два часа, но дальше мы читаем: «И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». Странно, что ве-чер, наступление вечера, упоминается дважды, как будто время изменило свой ход!? Но вспомните о событии, происшедшем на пасху (Ин.6,2) и то, что было сказано в Законе о праздновании пасхи: «тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером» [по одному из чтений – «между вечерами»] (Исх.12,6). Теперь свяжите это с речью Иисуса в синагоге в Капернауме, где Он сравнивает Себя с хлебом жизни и с пасхальным агнцем (Ин.6,26-35,51-58), сокровенный смысл которой некоторые из слушающих поняли годом позже на праздновании пасхи в Иерусалиме. Таким об-разом, упоминание вечера Матфеем дважды, подчеркивает и указывает на глубину символику.
А что вам напоминает это: «...тот, кто попирает Сына Божия и не почитает Кровь Завета» (Евр.10,29)? А это? «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26,53)? Обе эти цитаты могут одинаково напомнить вам пасху. И, если они вам это напомнили, разве вы не сделаете пометки на полях?
А если вы попробуете медленно прочитать Кол.4,2-6, спросите себя, не напоминает ли вам что-то из этого прочитанного отрывка? Возможно, что-то о Данииле при дворе Навуходоносора?
Вы конечно обратили внимание на исцеление хромого «от чрева матери своей» Петром и Павлом и какие они произвели губительные чудеса, один Анании, другой Елиму? К чему привели эти чудеса? И коль скоро вы обнаружите причинную связь между ними, то сразу же и поймете, почему они так похожи друг на друга.
Для большинства пророчества Иеремии темны и непонятны (стыд и позор на их головы!), однако и здесь может помочь, дать толчок, все тот же способ: «а что мне это напоминает?»
«Радостно пойте об Иакове... Вот. Я приведу их из страны северной... слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, – великий сонм возвратится сюда. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением... Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как стадо овец» (Иер.31,7-10). Почти каждая фраза напоминает вам возвращение Иосифа со стадами овец от Лавана. Далее в этой же главе вы прочитаете о плачущей Рахили о детях своих... и когда я был вразумлен, я бил себя по бедрам... поставь себе путевые знаки (Иегар-Сагадуфа, халдейское, холм-свидетель; Быт.31,47), обрати сердце твое на дорогу – на путь»; а из предыдущей главы – «бедственное время для Иакова». Из взятых отрывков становится оче-видным, что все это помещено здесь не случайно. Но почему? Что имеется в виду? Может быть Иеремия говорит о том, что история Израиля в Земле Обетованной повторится в двадцатом столетии?
При чтении Писания не на мгновение нельзя терять бдительность и забывать задавать себе вопрос, а что мне это напоминает?
Хочется закончить эту главу словами из письма одного проницательного семнадцатилетнего студента: «Объясните, пожалуйста, какая связь меж-ду раздвоенными копытами нечистых животных из Лев.11 и разделяющимися языками, как бы огненными, Пятидесятницы?» Было бы не совсем удоб-но ответить: «Никакой, насколько я могу судить», потому что, хотя вопрос и не удачен, но сам подход верен – а вдруг, да существует какая-то связь между одинаковыми, или похожими словами? Этот юноша должен далеко пойти...
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz