Глава 6. Параллельные места.
< Оглавление. Далее >
«Такие места должны быть обозначены на полях, для подходящих ссылок одного Писания к другому».
Одно из пожеланий Короля Иакова переводчикам Библии 1611 года.
«Исследуй глубины Божии не по человеческим теориям, а по Его Собственным словам».
Чарльз Кигслей.
Для изучающего Слово Божие ссылки на параллельные места на страницах Библии, конечно же, не единственный доступный инструмент. Но то, что в наше время предпочтение отдается изданиям Библий с меньшим числом таких ссылок, а то и вовсе без таковых, является знамением лени совре-менного поколения. А многие ли Христадельфиане серьезно используют их?
Однако трудно придумать что-либо более удобное, совершенное и доступное, чем эти ссылки на параллельные места. Во множестве случаев они приходят к вам на помощь, сохраняя ваше время и нервы, предоставляя необходимые доводы, подтверждающие ту или иную вашу мысль словом Гос-подним.
Одним из важнейших значений параллельных мест можно считать то, что они указывают неразрывную гармоническую связь Ветхого и Нового За-ветов. Многие тратят большую часть своей жизни на изучение именно этой стороны Священных Писаний.
Например, можно взять одно из пророчеств Христа о разделении отца против сына, и сына против отца; матери против дочери и дочери против матери... (Лк.12,52-53). Многим было бы не легко узнать в нем слова из книги пророка Михея, если бы не было ссылки на это место. А глядя в Мих.7,6 невольно возникает вопрос, использовал ли Иисус язык пророка для того чтобы сказать то, что Он хотел сказать, или же это намек Господа на то, что Мих.7 надо читать как пророчество о благовестии и о Самом Иисусе Христе? Если отказаться принять последнее предположение, то существует опре-деленный риск не понять во всем объеме одно из вполне постижимых (хотя и не из легких) пророчеств Ветхого Завета о Мессии.
Другой пример подобного рода можно найти в Лк.23,30, где Иисус, полный сострадания, оплакивает Иерусалим и его жителей, в то время когда женщины этого города оплакивают Его: «Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» Отсюда параллельное место ука-зывает на книгу пророка Осии, гл.10,8, читая которое опять задаешься вопросом, было ли это произнесено Иисусом, как подходящая фраза в подходя-щий момент, типа: «быть или не быть..?» Или же это были слова, указывающие на пророчества, говорящие о Мессии, т.е. о Нем?
На первый взгляд может показаться, что о Мессии у Осии ничего не сказано, но стоит поблуждать взглядом по близлежащим страницам, как вы вскоре обнаружите «следы» Евангелий:
а) «дни посещения» (гл.9,7);
b) «глубоко упали они, развратились, во дни Гивы» (Гаввафа?)(гл.9,9);
с) «он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их» (гл.9,9);
d) первые ягоды на смоковнице... не будут приносить они плода» (гл.9,10,16);
е) «ни рождения, ни беременности, ни зачатия... А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их... Дай им утробу нерождающую и сухие сосцы» (гл.9,11, 12,14);
f) «все зло их – в Галгале» (Голгофа? корень один и тот же), (гл.9,15);
g) «изгоню их из дома Моего» (гл.9,15);
h) «все князья их – отступники» (гл.9,15);
i) «отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, – и будут скитальцами между народами» (гл.9,17);
j) «Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод» (гл.10,1);
k) «нет у нас царя (кроме Кесаря!)... а царь - что он нам сделает?» (гл.10,3);
l) «клянутся ложно» (гл.10,4);
m) «...она (слава) отойдет от него» (гл.10,5);
n) «терние и волчцы вырастут на жертвенниках их» (гл.10,8);
о) «и скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас» (гл.10,8);
р) «на заре погибнет царь Израилев» (гл.11,1);
q) «когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (гл.11,1).
Любая из этих цитат, взятая отдельно, может показаться не относящейся к Иисусу Христу и отношению к Нему Израиля, но взятые все вместе, они отбрасывают всякие сомнения – не может быть простым совпадением одинаковые целые фразы, встречающиеся как в Ветхом так и в Новом Заветах. Однако, кто, читая Осию без путеводителя, Нового Завета, смог бы разглядеть здесь пророчество о Христе?
Примеров подобного рода больше, чем вы думает. Толкование Ветхого Завета с помощью и через Новый Завет, прием далеко не новый, но нужно обладать особого рода смиренномудрием, чтобы вам открылись тайны такого подхода в изучении...
«Бог Сам Себя толкует и Сам все объясняет».
Но все вышесказанное относилось непосредственно к одному, конкретному месту, к Лк.23,30, и было бы слишком самонадеянно утверждать, что подобный эффект ожидает нас в всегда и везде. Существует множество параллельных мест, которые не заслуживают внимания, ибо не обладают ка-кой-нибудь ценностью, поскольку не являются частью богодухновенного текста, а всего лишь результат слабых и ограниченных человеческих усилий. (Особенно это относится к изданию русской Библии, где параллельных мест не так много, как того хотелось бы, а те, которые есть, указывают туда, ку-да можно было бы и не смотреть. Не обширное ли поле деятельности, открытое для тебя, читатель?! Прим. пер.)
Обетования данные Давиду во 2Цар.7 прямо указывают на Мессию Иисуса. Но даже если бы вы усомнились в этом, ссылка на параллельное место укажет вам на Евр.1,5, где сказано: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном», – место, удаляющее все остатки сомнений.
Но все же остается загадка, скрытая за словами: «и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих». Могут ли эти слова относится к безгрешному Сыну Божию? Здесь опять на помощь приходят параллельные места. Пс.88, быстрый просмотр которого, позволяет выделить нужные стихи 4,5,20,27 и 37 и в особенности ст.31 и 33 со словами, дающими ответ на загадку: «если сыновья его оставят закон Мой... посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их».
Отсюда ясно, что эти слова не относятся к Мессии, а говорят о тех, кто причислен, о тех, кто считается семенем Давида потому, что они принад-лежат Мессии, Сыну Давида.(по аналогии с семенем Авраама, Гал.3,29). Во 2Кор.6,18 Апостол Павел использует те же слова: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями», – и эти слова обращены не к Христу, а к тем кто во Христе!
Удачно сделанные ссылки на параллельные места оказывают неоценимую услугу для изучающего Слово Божие, и в конце этой главы мы даем не-сколько примеров, иллюстрирующих это.
Пр.25,6,7: «Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя перед знатным, которого видели глаза твои».
Если вам со слуха не удалось различить отголосок этих слов, то ссылка на параллельное место укажет вам Лк.14,8-10, где Иисус, используя эту притчу, преподает Своим ученикам хороший урок. Но урок не хороших манер, как можно было бы подумать, а урок совсем другого, духовного рода, что и видно из всего содержания главы.
Пр.25,8: «Не вступай поспешно в тяжбу, иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?»
Здесь опять дается ссылка на параллельное место, на Лк.12,58. Эти два случая наводят на мысль, а может быть Иисус, используя эти притчи, учил Своих учеников тому, как ими пользоваться при благовестии? Какой простор открывается, какая необработанная целина для пытливого ока! Пред-ставьте себе ваше Собрание, на котором почти каждый, взяв какую-либо притчу, обрабатывает ее по примеру Иисуса Христа... Что может быть пло-дотворнее и чудесней?
Но если Иисус для Своего благовестия использовал две притчи из Ветхого Завета, не мог ли Он использовать также и другие? Интересная задача для поиска, где, поистине, ссылки на параллельные места просто необходимы. Автор быстро: «на скорую руку», проделал это и наградой ему стали найденные двадцать параллельных мест в Новом Завете. Нет сомнений, что есть и еще, надо только получше поискать. Таким образом книга Притч, немного пренебрегаемая среди некоторых Христадельфиан, приобретает новый и важный оттенок и смысл.
Молитва Даниила (Дан.9,3-19) следовала после того, как он «сообразил по книгам» (или по Библии, ибо «Библия», в переводе с греческого, означает «книги»), и особенно по книге пророка Иеремии, число лет, связанных с Вавилонским пленом. То есть, после чтения и внимательного изучения их! В этой молитве и дальше есть ссылки на книгу Иеремии, например, ст.15 = Иер.32,20,21; ст.18 = Иер.25,29, но в ней также хорошо просматриваются ссыл-ки и на другие книги Ветхого Завета. Если проследить по ссылкам на параллельные места и с помощью Симфонии (задача не из легких, но какая впере-ди ожидает награда!), то окажется, что и Левит, и Второзаконие, и Псалтирь, и Исаия, и даже Иезекииль (современник Даниила) были в числе «книг» Библии Даниила.
При помощи параллельных мест можно узнать, что несколькими годами позже, когда Неемия молился о ниспослании мира Иерусалиму, в его сло-вах ясно прослеживались слова молитвы Даниила. А из этого можно предположить, что Неемия уже тогда имел копию книги Даниила, включенную уже в его Библию.
Параллельные места, в конце концов, могут быть использованы и против различных нападок на Библию, как на Слово Божие.
Так «современные ученые твердо установили», что главы 40-66 книги пророка Исаии, жившего одновременно с Иезекиилем, были написаны не Исаией, а кем-то другим, позже, во времена Вавилонского плена. Но стоит обратить внимание на дающиеся две ссылки на параллельные места, как сра-зу возникают серьезные сомнения в правильности «твердо установленного мнения».
На минуту забудем о четырех исторических главах (Ис.36-39). Тогда видно, что главы 35 и 40 связаны между собой прочной последовательностью, о чем подсказывают и ссылки на параллельные места, даваемые на полях. При детальном и внимательном комбинировании фраз можно обнаружить не меньше семи прямых связей 35-й главы с 40-й, по одной с 41-й и 42-й и дословное совпадение с гл.51,11.
Дальнейшие поиски приведут к Иеремии, жившем лет на сто лет позже Исаии, как раз в начале Вавилонского плена. Иер.10,1-16, как подсказывают параллельные места, имеет по крайней мере шесть ссылок на «Лжеисаию», который, как это «установлено», должен бы процветать на 70 лет позже! И не надо говорить, что «Лжеисаия» цитировал Иеремию – сравнение параллельных мест быстро помогает установить, кто цитирующий, а кто цитируе-мый.
Наши критики понимая это, пытаются выкрутиться утверждая, что книга Иеремии есть цельное произведение, за исключением той ее части, кото-рая была интерполирована позже (такое заявление может вызвать лишь ироническую усмешку, поскольку в таком случае «Лжеиеремия» цитирует «Лжеисаию»). Нет сомнений, что Иеремии была известна вся книга Исаии, все ее 66 глав, о чем лишний раз свидетельствует Иер.11,19.
Все упомянутые примеры были даны лишь для того, чтобы читатель понял всю ценность и необходимость использования параллельных мест при изучении Библии.
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz