Глава 5. Читайте внимательно. |
< Оглавление. | Далее > |
«Библия должна изучаться, по крайней мере с трудолюбием, и уж конечно же, с прилежанием, как любой другой учебник, содержание которого необходимо досконально знать. Каждая фраза, каждое слово, должны быть терпеливо взвешены и обдуманы и систематизированы с благоговением».
Джон Уильям Бургон . Если вы действительно хотите продвигаться вперед в изучении Библии , то вам надо научиться обращать внимание на мельчайшие подробности, встречающиеся в тексте. Отделяйте истинный смысл сказанного от кажущегося и не старайтесь увидеть то, что вам хотелось бы увидеть, особенно там, где этого нет! Со времен раннего Христианства широко бытует мнение, что если волхвы подарили три дара, то значит и самих волхвов было трое (замечательный пример невежества в знании Библии!) На том же едином дыхании утверждается, что эти трое были царями, хотя Евангелие от Матфея ничего не говорит о царях, а лишь о волхвах, мудрецах. То что они были царями – выдумка, замешанная на Ис.60,3 и Пс.71,10 – помеси еврейского текста с септуагинтой. Интересно, многие ли, читающие эти строки, разделяют бесшабашное веселье всеобщего невежества, подлавливая себя на неаккуратности и невнимании чтения? Неугомонная фантазия рисует картины многодневного путешествия этих людей, ведомых по ночам таинственной звездой, через го-ры и леса, пустыни и реки... Но стоп! Ведь этого ничего нет в тексте!!! (Взгляните еще раз в Мф.2,2,9). Также из текста не видно, что они были в Вифлееме. Не видно и того, что они, как принято считать, пришли поклониться Иисусу сразу после Его рождения через несколько дней, а то и часов. Взгляните на Мф.2,16 и, подключив аналитические способности, поразмышляйте, почему собственно Ирод приказал избить всех младенцев «от двух лет и ниже»? И почему Мария принесла в жертву «две горлицы или двух птенцов голубиных», жертва, приносимая бедняками, если по общепринятому убеждению, волхвы уже принесли ей в дар «золото, ладан и смирну»? (См. Лк.2,21-24 и Лев.12,8). Наверное не стоит уж так сильно подчеркивать необходимость внимательного чтения, особенно для тех, кто однажды, по милости Божией, собирается стать сам учителем. И все же... Очень часто в публичных выступлениях и на страницах статей и буклетов проскальзывает, что «половина города (Иерусалима) будет захвачена»!? Но, пожалуйста, перечитайте еще раз Зах.14,2. А как часто говорится о том, что Ной, проповедовал «сто двадцать лет перед потопом, и смог привести к покаянию лишь только свою семью»? Может конечно возникнуть вопрос: «А разве не следует это из Быт.6,3?» И в самом лучшем случае на это можно было бы ответить: «Да, возможно, хотя... и трудно с уверенностью утверждать…» Но с другой стороны Быт.6,18 решительно опровергает «теорию 120 летнего проповедования», по-скольку первенец у Ноя родился только за 100 лет перед потопом (Быт.5,32; 9,28,29). А ко времени первого предупреждения все три сына были уже же-наты. Даже сам автор этой книги, взращенный не одним поколением Христадельфиан, может быть иногда уличен в невнимании. Блант в своих «Необдуманных совпадениях» пишет, что перед насыщением 5000 Иисус спрашивает Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» (Ин.6,5) Почему именно Филиппа? Оказывается потому, что все это происходило вблизи города Вифсаиды, откуда Филипп был родом (Ин.1,44; 12,21), поэтому он должен бы лучше других знать, где купить хлебов – кого же еще спрашивать, как не его? Таким образом, добавляет Блант, два Евангелия совпадают даже в «незначительных» мелочах. Однако Евангелие от Иоанна само дает ответ на вопрос, почему Филиппа? В шестой главе, в стихе шестом говорится, что Иисус таким образом «испытывал его», ибо он нуждался в испытании (См. Ин.14,8,9). Из Вифсаиды был не только Филипп, но также Петр и Андрей. Поэтому вопрос Иисуса: «Где нам купить хлебов…» – скорее означал: «откуда, из каких ресурсов, нам достать хлебов», а если при этом еще припомнить, что на берегах Галилейского моря находилось две Вифсаиды, то вопрос приобретает особенный смысл. Мы можем быть бесконечно признательны таким людям, как Блант, с их искренним уважительным отношением к Слову Божиему, но существует и другая категория людей, так называемых критиков, которые, например, утверждают на основании Быт.36,31, где сказано: «вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых», что книга Бытие не могла быть написанной Моисеем, а была составлена после Давида. Но внимательный читатель еще в предыдущей главе (гл.35,11) обратил внимание на обетование Иакову: «Народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресел твоих». Не нужно обладать сверхмощным интеллектом, чтобы увидеть очевидную связь между этими двумя стихами. Внимательное отношение к мельчайшим деталям принесет вам все окупающее тысячекратное вознаграждение. Читая просто, но с открытым взором, вы обнаружите два случая, когда Петр ходил по воде. Первый неудачный и чуть было не закончившийся его гибелью, и второй успешный, с удивительной и даже незамеченной легкостью. Возможно, что вы уже догадались где сказано о втором случае? (См. Ин.21,7). Вы обратили внимание на то, что Царь, Князь: «отрасль от корня Иессеева» имеет два опоясывания (Ис.11,5)? А значит Он не только Царь, но и Первосвященник (Лев.8,7), или же это опять пример совпадения поэтических приемов в еврейских пророчествах? В Мф.20,14 вы обязательно подчеркнете слова: «возьми свое и пойди», обозначая основную идею притчи о работниках, заключающуюся в том, что многие получат в награду совсем не то, на что они рассчитывали. Сопоставив вместе такие места как Быт.28,10,18; 29,10; 31,40; 32,24, вы придете к мысли, что ваше представление о Иакове, как о маменьком сыночке (каким он и являлся на самом деле), не совсем, мягко говоря, верны. Какой «хиляк и хлюпик» способен за день пройти около сорока миль, или отвалить камень от колодца, что обычно делали несколько человек, многие годы изнурительно трудиться, или бороться с Ангелом?! Для того чтобы все это узнать, вам совсем не нужно обладать какими-то особенными сверх способностями – надо просто внимательно читать текст. Эту главу можно было бы продолжать до конца книги, постоянно подтверждая простую истину, что большинство читателей Библии даже не подозревают, что лежит у них перед глазами, на самой поверхности. Но как часто мы проскакиваем четыре-пять глав за двадцать минут, оставаясь с чистой совестью – мы читали(!). Давайте все же не забывать про гораздо лучший путь... |