Глава 21. "Не я ли, Господи?" |
< Оглавление. | Далее > |
«Мы обращаемся к Библии, только за знаниями, и исключительно за ними. Мы сами не выбираем предмета, ибо мы обращаемся к Библии чтобы познать только этот предмет, а именно, к предмету, к которому Всемогущий Бог, наше внимание». Джон Уильям Бургон.
«И если все эти уроки не будут запечатлены в твоем сердце, то все писания для тебя будут подобны ядру, скрытого скорлупой. И хотя ты мо-жешь читать их, вести умные беседы, цитировать на память подходящие места в дискуссиях и быть искушенным во всех мельчайших деталях, но истинного знания и понимания у тебя нет, и не будет». Уильям Тиндал. В Евангелиях ученики Иисуса Христа не всегда показаны только с хорошей стороны, но их общее поведение во время последней вечери заслужива-ет внимания и похвалы. Когда Иисус сказал, что один из них, сидящий сейчас вместе со всеми за столом, предаст Его, незамедлительно последовала ре-акция: «Не я ли, Господи?» Это только потом они начали «озираться друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит». Это позже они спросили: «Госпо-ди! кто это?» Итак, вторым вопросом, который должен возникнуть у вас при чтении Библии (после первого, описанного в предыдущей главе) должен быть, «не я ли, Господи?» Когда вы читаете Послание Иуды, задумайтесь: «Куда бы пошел я, если бы не милость Господня?» Или читая Послания Павла, вздрог-ните: «А где я сейчас по милости Божией; куда я пришел?» Где бы и что бы вы не читали в Библии, все нужно примерять к себе. Конечно, для человеческого сердца было бы проще не подвергаться больно-му испытанию Святым Духом, ибо оно так склонно к инстинктивной самозащите от все проникающего ока Библии. Но... «Все Писание богодухновен-но», и здесь так легко упустить в погоне за знаниями самое главное – «...и полезно!» Сейчас в школах и в других учебных заведениях снова начали «проходить» Библию. На уроки географии приносится карта Палестины и обсужда-ются вопросы особенностей ее географического положения и климата. На уроках литературы рассматриваются особенности языковых построений Библии и притч, как художественных произведений тех времен, а по некоторым из них даже ставятся самодеятельные спектакли. Учителя математики берут в руки калькулятор и подсчитывают сколько мог весить хлеб, которым были накормлены пять тысяч человек и сколько можно было бы купить на двести динариев Филиппа. А самые «ученые» объясняют, что никакого чуда вообще не было, ибо «Мать Природа» делает такие «чудеса» каждый год. Сколько бесполезной суеты и все ради культуры и образования! Но та же опасность при изучении Библии, хотя и в меньшей степени, существует и среди нас. Например, при обсуждении бури на озере. Что вы думает об этом? Без сомнения вы сначала должны установить откуда и куда плыла лодка. Затем у вас наверняка возникнет вопрос о причине неожиданной бури на озере, расположенном внутри страны и вы прочитаете в трех различных Евангелиях (От Матфея, Марка и Луки) об этой «синоптической загадке при-роды». Возможно, что вы потратите время на поиски ответа в Ветхом Завете и даже пойдете дальше и задумаетесь об учениках Иисуса и их характе-рах... Но если вы оставите это место без вопроса, обращенного к себе: «А какой урок веры я могу извлечь из этого случая?» - то вы рискуете съесть ко-журу и лишиться сладости плода, находящегося внутри. Когда жизненные невзгоды и неурядицы навалятся на вас (а это неизбежно), какая возникнет у вас реакция на встреченные трудности? Будет ли это: «Господи! спаси нас, мы погибаем». Или же: «Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» А может быть все-таки: «Иисус с нами, неужели Он позволит нам погибнуть?» В таком простом подходе к Евангелийским историям есть много полезно-го. Но эту историю вы можете также обернуть для пользы и назидания других, предположив, что такие опытные рыбаки, какими были ученики, могли рассуждать между собой примерно так: «Иисус не знает этого озера так, как знаем его мы, иначе бы Он не захотел отправиться в плавание. Будем бла-горазумны и переждем опасность на берегу. Нет никаких видимых причин отправляться в плавание прямо сейчас». Вполне возможно, что они отказы-вались плыть, когда Иисус приказывал им – они совсем не хотели подвергать свои жизни риску, но, если бы они не поплыли, тогда они не видели бы «дела Господа и чудеса Его в пучине» и не смогли бы потом «славить Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!» Это маленькое происшествие – ответ Господа на ваши собственные проблемы, который не найти в изучении географии или в математических подсчетах. А посему всегда и везде сопоставляйте ваши собственные проблемы с Библией. Вы обратили внимание на то, что Иисус послал Своих учеников проповедывать и лечить парами? «Идеальное число для работы Господней», - как сказал бы опытный «делатель». Немного дольше вы задержитесь в раздумьях над чашей Господней, которая есть «новый завет в Его крови для прощения грехов». И внезапно по-чувствуете, что здесь сказано о ВАШИХ грехах, о тех, которые вы совершили в последние несколько дней, из-за чего вы ощущали стыд и раскаяние. А когда вы увидите, что вы оправданы, то почувствуете такое внутреннее облегчение и успокоение, какие не мыслимо передать словами. Вы прочитаете с чуть большим чувством и воображением, чем прежде, о том, как рабыня осмелилась сказать своей госпоже, что проказу госпо-дина ее может вылечить пророк чуждого им Бога. И вы задумаетесь, сказала ли она это просто так, инстинктивно, только потому, что ее мысли посто-янно вертелись вокруг этого предмета, или же она произнесла эти слова запинаясь, с нервным подергиванием на лице, с замиранием сердца после мно-гих часов отчаянной борьбы в преодолении ее естественного страха перед своими господами? И затем вы спросите себя, какой урок я могу вывести из этого для себя, если я могу помочь кому-то добрым словом, или хорошим советом сегодня при подобных обстоятельствах? Когда вы не спеша и внимательно проследите за отречениями Петра от своего Господа, то вы заметите, что каждое отречение было вызвано об-стоятельствами, испытывать которые Иисус Назорей не требовал от Петра. Вы спросите себя, почему Петр рисковал собственной жизнью даже после первых признаков опасности и лез в пасть льва вплоть до первого крика петуха? Также вы заметите, что все это происходило в присутствии Самого Ии-суса, что в целом меняло ситуацию, что и припомнил Петр, когда уже было слишком поздно. И если вы действительно проникнитесь переживаниями и мыслями Петра, когда он пошел, горько плача и ругая себя самыми последними словами, упрекая себя: «Ах, почему я не послушал слов Его предупре-ждения? Ведь всего этого я мог бы и избежать?» - тогда вы со стыдом поймете, что ваше собственное отречение от вашего Господа следует по все тем же следам Петра, ибо и вы играете в опасные игры с огнем, а почему и зачем, кто может ответить? Если вы строите планы на будущее без учета участия в них Иисуса Христа, и если вы вдруг почувствуете, как вы в этом не правы, осознав свою ве-роломность и почувствовав презрение к собственной персоне, тогда вы вспомните слова Господа, обращенные специально к Петру (Мк.16,7), и Его особенное явление только Петру (1Кор.15,5). Вы примете с верой, что один проступок не влечет за собой серьезных последствий, если только из него извлечен урок на будущее. Отсюда неизбежно последует вывод, что человек, надеющийся только на свои силы, рискует больно упасть, как бы он твер-до не стоял. А тот, кто надеется на милость Иисуса Христа, поднимется из своих прежних руин прощенный и воодушевленный для дальнейшего пути с новыми не известными ему до сего дня силами. Ну, а раз вы пришли к выводу, что все люди, встречающиеся вам на страницах Писаний, имеют ту же плоть и кровь, что и вы и, что их переживания ничем не отличаются от ваших собственных притязаний и слабостей, то вы поймете, что все написанное о них задолго до вашего появления на свет, может пригодиться и вам в собственной жизни. А потому изучение характеров этих лиц и их жизненного опыта может быть интересно не только само по себе, из простой любознательности, но может также послужить огромным запасом примеров и предостережений от набивания шишек. Но будьте осторожны, дабы вам не впасть в распространенную ошибку, собирая факты из жизни царя Саула с трагичным развитием его характе-ра. История жизни Руфи – не описание самой Руфи! Если вы действительно хотите получить что-то от Писаний такого рода, то вам нужно читать, чи-тать и читать, до тех пор пока вы не представите все написанное так же ярко, как будто вы смотрите это по телевизору. Надо останавливаться и вни-кать в сами мотивы каждого поступка. Только в таком случае эти люди, спящие давным-давно в прахе, оживут для вас к вашей пользе и назтданию. Они войдут в вашу жизнь проводниками, примером и предупреждением при условии, если вы войдете в них. Если вы отождествите себя с робким Тимофеем, то вы увидите, что увещания Павла относятся и к вам, как к его чаду в вере. Вы залюбуетесь твердой верой Епафродита и сравните его жизнь, с вашим легким житьем, обнаружив между ними огромную разницу. Вы поймете отчаяние Иоанна, брошенного в подземелье, истомленного и недоумевающего из-за Иисуса Назорея, Которого он провозгласил перед всем народом Агнцем Божиим. Который должен взять грех мира и как Божественный Судия сжечь солому огнем неугасимым, а Он не показал ни од-ного признака или намека на то, что Он именно Тот, а не другой, а всего лишь стал популярным проповедником и целителем среди огромной массы народа, следующей за ним. И из Иоанновой дилеммы вы извлечете для себя урок, как надо спокойно смотреть на вещи, когда Божий взгляд на развитие событий не совпадает с вашим собственным. Вы посочувствуете бедному Осии, связанного Божественными узами с женой-блудницей, чье полное безверие привело его к тому, что он остался с тремя детьми на руках, а позже был вынужден, против своей воли выкупить ее из рабства и снова связать с ней свою жизнь, но лишь для того, чтобы вскоре похоронить ее. И если такая история заставит вас усиленно молиться, чтобы Господь не дал вам в жизни подобного испытания, то, возможно, вы извлечете из этого урока еще кое-что, но нечто большее о милости Божией, приготовленной для неверного и испорченного Израиля. Осия и сам видел в Писаниях примеры для себя: «В Вефиле он нашел меня (Иакова), и там говорил с НАМИ» (Осия 12,4). Это простое заявление го-ворит о том, что Осия читал Бытие 28, как слова Божии, обращенные к нему и его современника, как урок народу, который вскоре должен был пленен Ассирией, как то было и с Иаковом, когда он покинул свой дом и пошел на встречу тяжестям жизни в той же самой Ассирийской земле! Итак каждый Христадельфианин должен непременно вооружиться при чтении Библии постоянной готовностью сопоставить прочитанное со сво-ей собственной жизнью. Такая способность приносит мудрость, добрый совет и пример Слова Божия в наших повседневных делах, независимо от их значения и важности. Ученый теолог подходит к изучению Библии с беспристрастием и зачастую критически. Он изучает текст. Но для нас: «достигшим последних ве-ков» (1Кор. 10,11), такой подход равносилен богохульству. Бог дал нам эту Книгу не просто для того, чтобы мы пополнили наш информационный за-пас, но чтобы сформировать из нас Себе народ во славу Его святого имени! |