Глава 20. Христос в Библии. |
< Оглавление. | Далее > |
«Писания вытекают от Бога и текут, ведя нас к Христу. А посему ты должен руководствоваться Писанием, как компасом до тех пор, пока ты не придешь к Нему, к концу пути и месту своего отдохновения». Уильям Тиндал.
Что бы вы не читали в Библии, вы постоянно должны сопоставлять прочитанное с Иисусом Христом и с самим собою. Эта глава посвящена боль-шей часть первому, и хотя она довольно коротка, из нее, при желании, можно было бы составить внушительного объема труд. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что вся деятельность Иисуса Христа, во всем ее многообразии, описана, как в Ветхом, так и в Новом За-ветах прямыми пророчествами, которые трудно истолковать как-то иначе, чем относящимися исключительно к Иисусу. Пророчества, вызванные об-стоятельствами того времени, когда они были написаны; пророчества, написанные в «апокалипсической» форме, говоря современным языком; запо-веди, в которых изложены моральные принципы поведения; в описаниях скинии собрания и храма и в уникальных уставах с ними связанные; в намеках и отображениях, изображенных «многократно и многообразно», как очень верно отмечено в Евр.1,1. Но необходимо сразу предостеречь от неверного подхода. Если вы считаете, что многие места в Библии (такие как, Пс.21; Иер.23; Ис.9 и 53; Дан.9) прямо говорят об Иисусе Христе, а остальные просто рассказывают о людях и их жизни в те времена, то вы глубоко заблуждаетесь. Такой взгляд в корне неверен! Это значит недооценивать место Христа в Божественном определении спасения. Если Он был «предназначен еще прежде создания мира» и если Он во всем имеет первенство, то следует ожидать проявления Божиего намерения во всем, всегда и везде. Что касается Природы, то, действительно, в первой главе Бытия ничто не указывает на Христа Иисуса в Новом Завете. Аналогично в проявлениях Бога в истории государства Израильского, трудно найти более высший смысл, кроме одной основной идеи – искупление человечества через Иисуса Христа и видимой в Нем славы Господней. Вполне допустимо, что в некоторых частях Ветхого Завета вы не достигните того, чего бы вам хотелось. Однако, возможно, эта глава вас подтолк-нет на поиски Христа в Библии там, где вы раньше и не подозревали о Его существовании. Полезная привычка, держать постоянно в уме мысль, что Писания содержат в себе много (очень много!) основополагающих учений об Иисусе Христе, которые, в настоящий момент, вы просто не замечаете. Исаак Ньютон, которому мы обязаны, как открывателю целой математической эпохи, говорил, что сделать научное математическое открытие также тяжело, как найти нескольких драгоценных камней на бесконечном берегу океана, усыпанном галькой. Искателю Божией Истины также следует обла-дать подобным смиренным трудолюбием и упорством. И, если вы что-то найдете, не говорите: «Ура, я нашел это!» Гораздо лучше будет, если вы скажете: «Увы, как это я не видел этого раньше и сколько же еще существует такого, что мною еще не найдено! Господи, открой мои глаза…» Несколько примеров из книги Бытие могут послужить вам чем-то вроде «открывашки» на Иисуса Христа в Ветхом Завет. Книга Бытие, как предсказание Божиего определения во Христе. Гл.1-3 Адам. Гл.3,15 Обещание семени. Гл.4,1-16 Авель и Каин.* Гл.6 Ной. Гл.7 Потоп. Гл.9,26,27 Благословение Ноя.* Гл.12,13,17,22 Обетование семени Аврааму. Гл.14 Мелхиседек. Гл.16 Агарь и Сарра. Гл.18,19 Разрушение Содома. Гл.22 Жертвоприношение Исаака. Гл.24 Женитьба Исаака.* Гл.28 Вефиль и обетование Иакову. Гл.31 Возвращение Иакова в землю. Гл.32 Борьба Иакова с Ангелом. Гл.37-45 История Иосифа. Гл.38 Иуда и Фамарь. Гл.48 Два сына Иосифа. Гл.49 Пророчество Иакова. Все, кроме помеченных *, упомянуты где-нибудь еще в Писаниях с пророческим неординарным толкованием. Оставляю читателю возможность самому, пользуясь параллельными местами и справочной литературой, найти толкования к этим местам в дру-гих Писаниях. Было бы удивительно, если бы этот список не был вами продолжен! Но просто об этом сказать, значит ничего не сказать. Одна из основных осо-бенностей, на которую современные читатели не обратили бы никакого внимания (если бы Библия сама не указывала на эту особенность) – множество ссылок на книгу Бытие, связанных прямо с Иисусом Христом, встречающихся во всех Писаниях и особенно, в Новом Завете. Это – ключ к тому, как на-до истолковывать Библию, ключ, совершенно противоположный тем методам, которые использовались в течение последних двадцати столетий. К большому сожалению, надо признать, что наше современное образование и знания не замешаны на Божием благословении. Вы, конечно, можете возразить, что выше приведенный пример из Писаний был мною выбран потому, что в нем содержится целая серия проро-честв о Христе и что в других местах таких пророчеств не так уж и много. И в этом возражении есть свой резон. Но давайте посмотрим в две другие книги Ветхого Завета, которые не почитаются читателями с этой точки зрения. 4 книга Царств и книга пророка Иеремии. (Поверьте, на выбор этих книг было потрачено не более двух минут). Могу предположить, что не многие из читателей предполагают найти здесь достаточно много пророчеств об Иисусе Христе. Христос в 4 книге Царств. Гл.1,2,3. Эти стихи показывают чудовищность обвинений, выдвинутых против Иисуса в Мф.10,25. Веельзевул мог привести человека только к смер-ти, а не излечить его (ст.4). Гл.1,10. Ссылка на полях ведет нас к Лк.9,54,55, а оттуда к Евр.12,29 и 2Фес. 1,9. Гл.2,9. Двойная порция духа Елисея описана шестнадцатью чудесами, против восьми Илии. А поскольку Илия прообраз Иоанна Крестителя (Мф.17,12), то чьим тогда прототипом является Елисей (Ин.1,21)? Ср. ст.15 с Мк.9,15 (после Преображения!). Гл.3. Предполагает связь с Иоил.3,12. Гл.4. Сразу видно, что что-то есть образное в этой главе. Гнезия пошел с жезлом своим и не смог вылечить. Женщина доверяла только Елисею. Ко-гда он пришел, он распростер свое тело над телом ребенка, прибавив свои мольбы (ходатайство), и в его второй приход произошло воскресение. В этих и последующих стихах (33-44), описан голод в той земле, плоды собираются с «дикого вьющегося растения» (с лозы!), подразумевая голод-ную смерть многих, но Елисей делает похлебку безвредной, всех насыщая малым количеством хлебцев и сырыми зернами в шелухе... Гл.5. Язычник излечен, а неверный слуга наказан болезнью, которая осуждена по закону (позже излеченная, гл.8) – милость Божия к язычникам и Иудеям. Некоторые детали очень впечатляющие. Гл.6, стихи 1-7. И здесь отчетливо видна образность, хотя и другого рода. Стихи 13-23. Сравните с пережитым Павлом, преследование церкви, видение славы Господней, ослепление и отведение его в город, возвращение зрения, подкрепление пищей, исчезновение враждебности. Рим.8,31 и гл.12,20,21. Нужно ли продолжать дальше? Царствование Езекии (сильно искаженное через неверное понимание Ис. 39,8), также хороший прообраз. На нем и ему подобных базируются про-рочества Исаии и Псалтиря. Некоторые детали, связанные с именем Езекии, дают толчок для более подробных разработок о Мессии. Его рождение и слава были предсказаны. Новое освящение храма. Установление новой пасхи. Его призыв присоединиться в праздновании пасхи всех, живущих вдалеке. Его посредничество ради нечистых. Его страдания, как прокаженного, за грехи всего народа. Его чудесное «воскресение» на третий день. Его личное ходатайство пред Господом. Победа над главным Врагом через его веру. Юбилейный год. Восстановление плененной Иудеи. Его слава среди царей земных. Иисус Христос в пророчествах Иеремии. Память нам сразу подсказывает пророчество Господа о праведной Отрасли в гл.23,1-8 и трех главах (31-33), в которых подробно описывается Но-вый Завет и восстановление Израиля с яркими и живыми картинами его морального возрождения, которые полностью отвергают расхожее мнение о «туманности» пророчеств Иеремии. Окончательное собрание рассеянных евреев, новый завет в Иисусе Христе и всепрощение грехов в Нем, Его место «по чину Мелхиседека», правед-ность Его царствования – все это описано в этих, столь не уважаемых многими главах, главах, о существовании которых можно было бы предположить из гл.16,14-21. Гл.25,15-33. С математической точностью дается предсказание о предназначенном народам суде в последние дни, что имеет свое продолжение в главах с 46 по 51 с более подробными деталями о предопределенной судьбе каждой нации. Без сомнения все эти пророчества имели отношение ко временам близким времени жизни Иеремии, но в них также содержатся признаки того, что они относятся и ко временам более дальним (гл.48,47 и гл.49,6,39). Да и главы 50 и 51 (которые не поддаются сравнению по своей беспощадности приговора с чем-либо) описывают одну зловещую картину за другой апокалипсического падения Вавилона в день победы Мессии (Откр.17,18). Но кроме всего прочего, что выделяет книгу Иеремии из всех пророчеств о грядущем Мессии, это множество мельчайших деталей, которые мож-но разглядеть лишь сквозь призму знания Евангелий. Начать хотя бы со сходства между Иеремией и Иисусом. Посмотрите на гл. 1,5,9 и гл.11,18,19, и гл.37,15, и гл.38,13. Попытки Иеремии исправить ци-ничное и любящее власть священство; его усилия очистить храм от множества злоупотреблений и возродить дух истинного поклонения в людях, ис-полненных предрассудков и суеверий из-за формализма религии. А вот еще несколько примеров. «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь... И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!» а мира нет... во время посещения их будут повержены... не останется ни одной вино-градины на лозе... Отчего же нет исцеления дочери народа моего?... О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего... женщины... учите дочерей ваших плачу, и одна другую – плачевным песням. Ибо смерть входит... чтоб ис-требить детей с улицы, и юношей с площадей». (гл.7,11; 8,11,12,13,22; 9,1,20,21. Ср. с Мк.11,15-17; Лк.19,41-44; 20,10; 23,38; Мк.5,26,41). С этой же позиции теперь давайте рассмотрим Псалтирь, книгу, заслуживающую особого внимания. Некоторые из Псалмов стоят особняком и, что называется «открытым текстом», говорят о Мессии, ибо им дано толкование в Новом Завете. К этой категории относятся Псалмы: 2, 3, 15, 17, 21, 39, 41, 44, 67, 71, 108, 109, 115, 117, 132. Ну, а что же с остальными? Следует ли их читать в отрыве от Христа и Его служении? Может ли быть, чтобы псалмопевец, кто бы он ни был, в одном случае писал Псалом богодухновенный, а в другом псалме просто бы описывал свои чувства, мысли и эмоции о Создателе безо всякого намека на что-то еще, более значительное? Здесь открывается большие возможности, а потому мы даем только короткие примеры, показывающие путь для дальнейших разработок. Многие Псалмы написаны Давидом, что подтверждается их названиями. Почти с полной уверенностью можно утверждать, что большая часть ос-тальных была написана во время правления Езекии, возможно Исаией. (Схожесть между Псалмами и книгой пророка часто вызывает удивление. Про-читайте Пс.103, как комментарий на Ис.6,3; Пс.97 также включает в себя характерные для Исаии выражения). Вполне возможно, и это можно утвер-ждать почти с полной уверенностью, Псалтирь был составлен до Вавилонского плена. А поэтому все Псалмы в основном связаны с жизнью Давида и Езекии, на что есть очень веская причина (если не считать, конечно, того, что оба они были глубоко верующими царями), почему Псалтирь должен(!) принадлежать их перу – среди всех царей Израильских, они стоят обособленно, разделяя во многом судьбу, уготованную будущему Мессии. Так мно-гие Псалмы могут быть рассмотрены двояко, во-первых, как непосредственно связанные с тем, что чувствовали сами Давид или Езекия во время напи-сания того, или иного Псалма, а во-вторых, как пророчество о грядущем Мессии, чей жизненный опыт, в какой-то степени, был испытан его царствен-ными предками. Деян.2,30,31 («будучи пророком и зная…») позволяют нам предположить, что Давид ЗНАЛ, что его жизненный путь, путь «раба Гос-подня», это тень жизненного пути Мессии. Пс.40 дает хорошую иллюстрацию этого. Обстоятельства написания Псалма почти точно определены – восстание Авессалома и предательство близкого Давиду человека, советника Ахитофела. Все в Псалме намекает на эти события, особенно признание Давидом своих грехов и понимание того, что наказание, которое он несет, является следствие его неправедных деяний. (Можно четко проследить прямую связь между восстанием Авессалома и греха Давида с Вирсавией). Но и Иисус Христос во время Его последней вечери использует слова Пс.40, хотя они уже и относятся к предательству Иуды: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин.13,18). Каждое слово Псалма, кроме одного стиха 5, можно отнести к пророчеству о Христе. Аналогичные особенности можно наблюдать и в других Псалмах, которые Новый Завет связывает с Иисусом Христом. Пс.39,13; 68,6; 30,12. Объяс-нения этих стихов становятся «камнем преткновения» для тех, кто пренебрегает множеством свидетельств из Библии о том, что тот, кто живет в греш-ном мире, несет вместе с ним и его грехи. Даниил признавал грехи всего Израиля, как свои собственные. Не были в этом исключением ни Неемия, ни Ездра, ни Иеремия. И не важно, как странно это звучит для современных представлений «популярных» вероисповеданий – верящий Библии, неизбежно поверит и этому выводу. (См. Дан.9,5-19; Неем.1,6,7; Пс.105,6; Нав.6,25,26; 7,1,24; 22,20,18; 24,6,7; 1Пар.15,13; 21,13; Ездра 9,6; 2Цар.21,1; Лев.4,3; 26,40; Ис.59,8,9; Иер.3,25; 10,24; Мф.18,25; 23,35,36; Рим.5,12-21). Отсюда вытекает, что очевидная несовместимость с пророчеством о Мессии, очень даже совместима и описывает признание грехов. И это в точ-ности согласовано с учением Библии о том, что Иисус действительно разделял природу и характер тех, кого Он пришел спасти, и что Господь возло-жил на Него все наши беззакония. И если возникает вопрос, почему такие пророчества написаны в таком непонятном виде, то ответ может быть най-ден в характере самого псалмопевца и в его жизненном опыте. В первоначальном смысле, в прямом смысле слова, – это были грехи самого псалмопев-ца, а в более глобальном – это те грехи, которые Христос понес на Себе, грехи, из-за которых Он и был послан в мир, к которым так была склонна Его собственная природа. Но следует строго придерживаться правила, при чтении таких «личностных» Псалмов, сначала смотрите как это относится к автору Псалма, и уж только потом, и то в свете исторических событий, к Иисусу. И в то же самое время всегда держите в подсознании мысль о связи псалмов, или проро-честв, с главной темой всех Писаний – с Иисусом Христом. В заключении хочется отметить, что в Псалтири описана иная сторона жизни Иисуса Христа, чем в Евангелиях. И возможно настанет такой день, когда кто-нибудь дополнит деталями Псалмов Его жизнеописание. Это была бы замечательная работа, прибавляющая много знаний о жизни Иисуса Христа во плоти, о Его внутренней жизни и борьбе, о которой Евангелия по |