Глава 17. "Дорожа временем..."
< Оглавление. Далее >
«Ничто, из того чему сурово учит Евангелие не должно быть пренебрегаемо ради пресловутой «согласованности».
«Дайте Библии толковать самою себя. Пусть человек какое-то время просто читает и удивляется... Тогда, на самом деле, здравомыслящий комментатор появится на свет. А в настоящем он бы только сбивал с толку и озадачивал».
Джон Уильям Бургон.
Изо дня в день читая и перечитывая Библию, любой, изучающий Писание, рано, или поздно приходит к мысли, что надо изучить какую-либо от-дельную ее книгу более основательно. И это верно! Даже если вы будете затрачивать на это по четверть часа в день – нет более лучшего пути для дей-ствительного постижения Слова Божия.
Многие экклесии посвящают этому достаточно много времени – замечательная особенность, всегда вызывающая ваше непосредственное уча-стие. Но, увы, можно заметить различные подходы к выполнению этой благородной задачи.
Многие выбирают книгу с комментариями на ту, или иную, книгу Писаний и кропотливо штудируют ее каждый раз, расточая таким образом дан-ное им драгоценное время. Названия таких занятий с успехом можно было бы заменить с Библейских на названия читаемых ими книг.
Не поймите меня здесь превратно, если человек говорит, что книги на Библейские темы бесполезны, то он просто глуп. Но это совсем не то, что изучение самих Священных Писаний. С некоторым запасом опыта за плечами преподавателя в Библейских классах, автор этой книги без замедления го-тов заявить, что некоторое количество времени, уделенное на просмотр литературы приносит неоценимую помощь. Даже в том случае, если количе-ство мыслей от такого чтения не велико, внимание, уделенное словам Писаний, о чем говорилось выше, ценно уже потому, что развивает способности, которые уже не отнимутся, а со временем лишь увеличатся. И при этом, конечно, нельзя забывать про то, что ваши амбиции в знаниях Библии не должны базироваться на знаниях других. Ваше вооружение знаниями должно быть добыто своими собственными усилиями и должно составлять большую часть вашего арсенала. В этом плане личные достижения гораздо важнее и ценней, чем те, что для вас и за вас сделали другие.
Но еще раз повторю, что вся работа, проделанная до вас другими, не маловажна, а потому не должна быть пренебрегаема. Просто им должно уде-лить свое, определенное место, для всеобщей пользы. Только для пользы, и ни для чего больше, следует читать такую литературу. Библия и только Библия должна быть поставлена во главу угла наших встреч.
Поскольку речь зашла о встречах и об изучении на них какой-либо книги Писаний, или определенной темы, то стоит сказать, что на такие встречи надо приходить уже подготовленным, уделив некоторое количество времени чтению дома, для того чтобы по окончании вы имели решенную пробле-му, или для того, чтобы вы смогли пролить свет на какой-то вами уже решенный вопрос, к всеобщей пользе и удовольствию. Увы, с молчаливого со-гласия на большинстве Встреч, вся нагрузка возлагается на какого-то одного оратора, в то время как остальные являются всего лишь пассивными слу-шателями. И вызывает тысячи сожалений, что не все сознательные члены собрания вносят свою лепту в это дело. Нам всем следует брать пример с одного товарища, который к каждой(!) встрече готовился так, как будто ему надо было выступать на ней с лекцией.
Хорошие результаты достигаются, если на ваши встречи приглашается кто-то с циклом лекций на ту, или иную тему, кто-то, способный осветить и принести пользу всем членам вашего собрания. И если у вас есть такая возможность – непременно ею воспользуйтесь. Но опять-таки стоит предупре-дить, что такое мероприятие может побудить остальных к ленивой пассивности. Пример «батюшки» и его «паствы» в наших церквях достаточен для предостережения против такой опасности.
Невозможно не понять, что никакое познание Библии другими несравнимо с тем положительным результатом, который достигается вашими соб-ственными усилиями.
Итак вы решили что вам нужно заняться изучением какой-то книги Писаний, тратя на это от 15 до 60 минут в день. Но какой?
Почему-то юные Христадельфиане всегда хотят летать прежде, чем они научатся ползать? Почему они настойчиво стремятся увязнуть в сложно-стях Откровения, или же почему-то самонадеянно уверены, что Евангелие от Иоанна и его Первое Послание вполне им по зубам? Что заставляет их думать, что в их нежном возрасте они способны переварить верх зрелости Павла – Послания к Римлянам и к Ефесянам? (В Ветхом Завете Псалмы, Иса-ия и Иов относятся к этой же категории).
Не знаю ни одного, не сделавшего такой ошибки! Поэтому сильно сомневаюсь в результативности моего предупреждения. Я и сам, следуя своим ранним притязаниям, прошел через все это – первые три года были посвящены изучению на семинарах Апокалипсиса, затем, уже по собственной ини-циативе и самостоятельно, последовали изнурительные и большей частью бесполезные изучения Захарии, книги Левит, Псалтиря и несколько лет было угроблено на изучение четырех Евангелий.
Куда лучше начинать с книг, которые большей частью повествовательные. В них не требуется усиленная концентрация на мелких подробностях, да и само содержание помогает растолковать их. Также немаловажен и объем книги. Не плохой выбор для начала, книги Руфи, Ионы, Посланий Фессало-никийцам и Тимофею, ну, а уже затем можно уверено переходить к Бытию, Исходу, Евангелиям и Деяниям.
Как лучше это сделать.
Во-первых, позаботьтесь иметь с полдюжины разных книг с комментариями по выбранной вами для изучения теме и постарайтесь сохранить их нераскрытыми до тех пор, пока вы не составите свое собственное мнение после детального изучения, хотя бы первой главы. И конечно, не стоит тра-тить время на чтение предисловий, которые призваны зафиксировать ваше внимание на главной идее книги еще до начала чтения. А поскольку они еще и намереваются вложить в себя основную информацию содержания книги, то они, в большинстве своем, бесполезны и даже вредны. Если вы чув-ствуете, что вы не совсем знакомы с содержанием, то, прежде чем начнете изучать первую главу, прочитайте избранную вами для изучения книгу це-ликом и сразу.
И, как только что рекомендовалось, оставьте все посторонние комментарии в стороне до тех пор, пока вы самостоятельно не пройдете по тропе, не затоптанной посторонней мудростью. После усиленной и кропотливой борьбы один на один с выбранным вами объектом, у вас появится хороший шанс узнать, насколько мало знают все эти комментаторы.
Но есть и другая причина для такого совета. Опыт показывает, что если вы прежде обращаетесь к этим книгам, ваши собственные способности к анализу и размышлению над текстом замораживаются – у вас никогда не возникнут свои оригинальные мысли, вы в плену чужих идей, вы «одеваете их очки» и уже смотрите на все их глазами.
Итак трудитесь сами безо всяких посторонних добрых советчиков, используя параллельные места и хорошую справочною литературу. Обсасывай-те каждый стих, каждое необычное слово, каждую неожиданную фразу, каждое звено между контекстом. Каждое «эхо» в другом похожем месте должно вами быть обдумано и внимательно исследовано. Используйте любой понравившийся вам метод в изучении, предложенный в этой книге, и особенно ту ее часть, где пишется об умении задавать вопросы.
Рассмотрим один пример. Предположим вы решились исследовать книгу Руфи. Первых пяти стихов будет для начала достаточно.
После нескольких раз внимательного прочтения их, у вас непременно возникнут с дюжину вопросов. Примерно следующие.
1. Почему книга начинается с «И» (см. церковнославянский)?
2. «Когда управляли судьи». К какому времени 400 летнего правления судей относятся описанные события?
3. «Голод». Какова его причина? Есть ли здесь какая-нибудь связь с Вифлеемом?
4. Почему Вифлеем Иудейский? Был ли другой город в Иудее с таким же названием?
5. Почему они пошли в Моав, а не в Египет, «житницу» древнего мира?
6. И как совместить это с постоянной войной с Моавитянами (Суд.3,12)?
7. Есть ли еще подобные примеры, когда убежище обреталось в земле Моавитской?
8. И имел ли вообще Елимелех право идти в Моав? И если нет, то что он должен был сделать?
9. Что означают имена в этой книге?
10. Почему они названы Ефрафянами? (Я бы очень удивился узнав, что в этом месте ваша «справочная литература» не завела вас в ваших поисках в Первую книгу Паралипоменона).
11.Можно ли было этим Израильским юношам жениться на ком-то, кроме как из своего народа? Есть ли альтернатива? Какой религии могли бы принадлежать их жены. Что и где об этом сказано?
12.Десять лет замужества и бездетны. Сделалась женою Вооза (старого человека; вы это можете доказать?) и сразу забеременела. Ваше мнение?
После того как вы придете к каким-то определенным заключениям по этим вопросам, или наоборот скажете, что ничего не можете на это отве-тить, или меня не удовлетворяют те выводы, к которым я пришел, а потому мне нужна дополнительная информация, то тогда, и только тогда и не ми-нутой раньше, обращайтесь к вашим комментаторам и посмотрите, что они об этом говорят. Вы с удивлением обнаружите, что большинство интере-сующих вас вопросов, они обходят со стыдливым молчанием. И все же не жалейте ни времени ни сил использовать все предоставленные вам возмож-ности. Где-нибудь, что-нибудь, да обнаружится! Со временем и с опытом вы убедитесь, что самый лучший результат от комментариев – подстегива-ние ваших собственных стараний к дальнейшим исследованиям по интересующей вас теме. Возможно, что ваши выводы будут совершенно противо-положными тем, которые вам предлагались и, в таком случае, вы останетесь благодарны им за то, что они дали вам толчок для изучении в правильном направлении.
Будет весьма странно, если ваши поиски не заставят вас обсуждать ваши проблемы с кем-нибудь еще. Не стоит останавливать себя в этом стрем-лении – в беседе одна идея тянет за собою другую, помогая разрешить предыдущую. Часто новый, свежий взгляд (а может и критический), который всплывает в разговоре, обнаруживает слабость и хрупкость ваших собственных идей. Особенно это относится к тем нерешенным проблемам, которые разрешаются сами собой, когда точно такую проблему выносит на обсуждение кто-то еще. И очень может статься, что ваш энтузиазм о ваших Биб-лейских изысканиях будет заразителен и для других. И чем сильнее такая инфекция, тем лучше! Итак, да преобладает в ваших разговорах ваш «конек» – исследуемый предмет в Библии.
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz