Глава 13. Контекст. |
< Содержание. | Далее > |
«Когда мы находим слова, помещенные на этом месте, а не на другом, то, наверное, на то есть свои причины, почему, Господь поместил их именно сюда, а не куда-то еще».
И. У. Буллингер. Если вы не знаете, что означает слово «контекст», то советую обратиться к любому толковому словарю. Оттуда вы узнаете, что эта глава по своей природе просто-таки должна следовать за предыдущей. Основная разница состоит лишь в более узком поле рассмотрения текста. Вместо обхвата взглядом целой книги, или большой части ее, внимание обращается на стихи, окружающие то, или иное, место. Принцип остается тот же - взаимосвязь между стихами. Это становится особенно важно, когда вы ищите значение каких-то слов, или стиха. Сам по себе отрывок может вызывать какие-то свои определенные мысли, но если при этом вы видите их обособленность от контекста, то это должно послужить вам сигналом для беспокойства. Возьмем, как иллюстрацию, хорошо знакомые слова Мф.12,36: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Кажется, что значение сказанного очевидно. Но стоит на минуту задуматься и вспомнить, что в другом месте написано, что за основу на суде бу-дет взята ВЕРА и, что в день суда Иисус узнает В МГНОВЕНИЕ ОКА, кто Его, а кто нет, (как пастырь узнает с одного взгляда своих овец!), то на ум приходит, что подобное «расследование» мало подходит Иисусу и всему тому, что сказано о Нем в Евангелиях. Контекст 12-й главы от Матфея расставляет все по полочкам. Перед этими словами было сказано: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзе-вула, князя бесовского», – клеветническое измышление, что Иисус может творить Свои чудеса, лишь посредством сил зла. Это было ни что иное, как богохульство против силы Святого Духа, которую демонстрировал Иисус. Поэтому Он обернул их же собственные слова против них, последовательно и просто доказав обратное. Это доказательство заканчивается предупреждением – за каждое праздное слово, обращенное против Меня, вы дадите от-вет в день суда. И такое объяснение вы найдете верным. Любой, в день суда, будет оправдан, или осужден, согласно его отношению к Христу Иисусу. Это, и толь-ко это, определяет его дальнейшую судьбу! Другие хорошо знакомые слова Мф.18,20: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Смысл их также зависит от того мес-та, в которое они помещены. Вряд ли Иисус, произнося их, имел в виду исключительно встречу двух, или трех человек, собранных вместе на преломле-нии хлеба, или для общения с друг другом. Сам контекст едва ли поддерживает эту идею, да и слова начинаются с «ибо», что прямо указывает на взаимосвязь с предыдущим. Проблема, возникшая и требующая разрешения – согрешения братьев. И Иисус дает следующий совет, во-первых, пойди и обличи его с глазу на глаз, если не послушает, возьми с собою еще одного или двух, если же и в этом случае он будет упорствовать, скажи церкви, ее решение будет оконча-тельным и молитвы ее будут услышаны. При принятии такого толкования, эти слова надо понимать, как обещание Господа дать мудрости старейшинам церкви в разрешении подобных вопросов, или же, как предоставление шанса вернуться тем, кто был отделен от церкви, что было особенно благословляемо Им. Второе кажется более подходящим, поскольку дальше (в ст.21) речь заходит о прощении. Такое объяснение совсем не исключено, несмотря на то, что эти слова, без сомнения, могут подходить и к другим ситуациям, когда двое или трое братьев собираются вместе. Следующая глава Евангелия дает интересный пример по этому поводу. К Иисусу были приведены дети сразу же после Его утверждения о свято-сти брака. Обратите внимание на слово «тогда» в Мф.19,13. Аналогично, то же самое слово «тогда» связывает Мф.25,1, начало притчи о десяти девах, с предупреждением Господа о Его неожиданном прихо-де. Отсюда следует, что если эта притча помещена в данном месте и говорит о готовности к встрече, то она относится к поколению, в дни жизни кото-рого состоится пришествие. И слово «будет» (будущее время), лишнее тому подтверждение. Подобно почти всем притчам Господа, эта притча имеет в себе неизменное послание ко всем поколениям. Но именно к этому последнему поколению: «роду сему», в особенности относились слова Учителя. Сам характер притчи говорит об этом. А потому предположение о том, что спящие девы, это усопшие, мало вероятно. Не должны ли они в таком слу-чае олицетворять тех, кто «не ожидает» Его прихода (Мф.24,36-51)? Просто невозможно прогнать мысль о том, что день пришествия Господа застанет неожиданно, неожиданно даже тех, кто был хорошо осведом-лен об этом дне! Такая настойчивость на зависимость от контекста, может вызывать временами головную боль. Задумайтесь, например, о неблагозвучной притче о трупе и орлах. Ваше внимание сосредоточено на событиях главы 24 Евангелия от Матфея, которые ярко описывают осаду и взятие Иерусалима в 70 году Н.Э., и описание орлов Римской Империи над трупом Израиля, как нельзя лучше подходит к данной ситуации. Но в Лк.17,37 контекст совершенно другой. Предположение, что орлы символизируют Ангелов и святых в Последний День, или же святых, собираемых Христом, кажется совсем неудобова-римым. Ангелы или святые во Христе уподобленные стервятникам, а святые и Господь Славы отождествленные с трупом – сама идея подобного сравнения вызывает протест. Если кто-нибудь видел стервятников над трупом, тому никогда не придет в голову сравнение, подобное этому. Но в то же самое время, контексты в Мф.24 и Лк.17, разнясь в деталях, позволяют любые толкования, включающие в себя и Ангелов. Пусть будет так, лишь бы они были гармонично связаны между собой. Такие соображения ведут к абсолютно разным предположениям. Следующая мысль может быть воспринята, а может быть и отвергнута, но, в лю-бом случае, в основе ее лежат здравые принципы. В Евангелии от Матфея Иисус предостерегает от лжепророков, которые говорят: «Господь уже пришел тайно, невидимо». Сегодня можно услы-шать, Он – в ваших сердцах, или, Он – в церкви, или, Он – в просвире, которая не только олицетворяет, но и есть Его тело, или же, что Он уже царствует с 1914 года, как о том заявляют Свидетели Иеговы. Увы, некоторые присоединяются к их голосам и вторят, Иисус тайно придет на Синай! Но Сам Ии-сус говорил: «Мое пришествие будет подобно молнии», – видимое всеми, хотя, возможно, и не всеми осознано. И тут он прибавляет: «Если вы будете духовно мертвы, трупом, вы точно станете добычей этих стервятников». (Таким образом отвергая, как «труп» тех, кто извращает представления о Его Пришествии). Такое толкование подходит и для Евангелия от Луки. В связи со Своим пришествием, Иисус говорил о святых, достойных и не достойных, быть из-бранными: «один (святой) возьмется, а другой (задумайтесь над словом «тотчас» из Лк.12,36) останется». В ответ на эти загадочные слова, последовал вопрос: «Где, Господи (останется)?» [Если бы они спросили: «Куда?», ответ был бы, очевидно: «Встречать их Господина».] Но на этот вопрос был дан ответ: «Если вы будете духовным трупом, вы будете оставлены стервятникам». Сравните с Мф.25,10-12. Такие примеры невольно выскакивают сами со страниц Евангелия, но сколько еще в Библии мест нуждающихся в гармоничном понимании их с контекстом. Посмотрим знакомые слова Ис.64,4: «Ибо, от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал... который столько сделал бы для надею-щихся на него». Как правило, это место понимается, как описание того чудесного будущего, которое ожидает избранных из среды человечества – толкование, с трудом увязываемое с остальными словами этой главы. Здесь больше подходит мысль, что люди во все времена не желали слушать и видеть пути Бо-жии, их мало интересовали Его дела и намерения, а потому, как следствие, осуждение Бога и отчуждение от Бога: «Поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших». И контекст этого отрывка, цитируемого в 1Кор.2,7-10, лишь подтверждает правильность такого предположения. Мудрость Божия была не «позна-на», «ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Но Апостол Павел прибавляет, успокаивая, что Его чудесные планы были открыты нам, тем, кто с благоговением принимает Его Слово. Пример совершенно иного рода и характера ожидает вас при чтении хвастливых слов Ламеха (Быт.4,23,24): «Я убил мужа в язву мне и отрока в ра-ну мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». Обычно связь этого отрывка с предыдущими стихами не замечается, но она все же есть. Одним из сынов Ламеха был Тувалкаин, «который был ко-вачом всех орудий из меди и железа». Потому-то и бахвалился Ламех, ибо он был обладателем первой в мире «фабрики» по производству оружия! Пусть это станет для вас золотым правилом, что любое толкование, не связанное с контекстом, должно вызывать у вас подозрение. Неуклонное следование этому принципу убережет вас от привлекательных, но все же ошибочных умозаключений и, к тому же, даст ключ к решению многих загадок. |