Глава 11. Язык образов. |
< Оглавление. | Далее > |
«Пусть тот, кто отрицает аллегорию этого стиха и ему подобных, объяснит, как это возможно, омыть ноги от беззакония тому, который сказал без всякого благоговения перед Иисусом: «Не умоешь ног моих вовек»?
Ориген о Иоанна 13,8. Библия изобилует образами. То, что было сказано о еврейском языке, как о языке образов и определенных идей, конечно, причина этого. Именно по этому существует столько разных толкований и мнений. Как определить где язык символический, а где нет? Ответ прост – когда сказанное в точности соответствует сказанному, значит это надо пони-мать буквально. Непонятно как определить это? Хукер, теолог семнадцатого столетия, определил это словами, которые не мешало бы поместить в предисловии ко всем изданиям Библии: «В толковании Священных Писаний я всегда придерживаюсь одного не укоризненного правила – всегда руко-водствуюсь буквальным понимание, а все остальное – ничто». Или же, проще говоря, воспринимайте слова Библии просто, не мудря, до тех пор, пока такое восприятие не станет странным и неуместным. Так, слова «вот, вышел сеятель сеять» сразу уводят наши мысли от сельского хозяйства, потому что перед этим было сказано: «И поучал их много притчами». А четырьмя стихами раньше мы прочитали: «И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал, вот матерь Моя и братья Мои». Трудно было бы понять эти слова в буквальном смысле. Когда в Псалме 73,19 встречается молитва со словами: «Не предай зверям душу горлицы Твоей», символика слова «горлица» очевидна. Проявле-ние ли здесь заботы Бога о голубях? Сравнение с Лев.12,7 и 1,14 поясняют почему сказано: «собрания убогих Твоих не забудь навсегда». Горлицы при-носились в жертву бедными людьми, а это нам уже что-то напоминает... Это место, взятое случайно в этой главе, хорошая иллюстрация общности языка Библии перекликающихся между собой ссылок, что неизбежно по-нуждает объяснять Библию самой же Библией, а не философиями двадцатого столетия. «И овладеет семя твое городами врагов своих» (букв. «воротами»). Эти слова не имеют никакого отношения к тем, кто настойчиво пытается дока-зать, что они относятся к ним, родившимся в двадцатом веке в Англии или в Америке. Но они точно соответствуют Тому, Кто видел стены древнего Иерусалима и был вновь возвращен к жизни, а также к тем, кто читает об этом и верит написанному. Так семь слов Библии содержат больше, чем семьдесят современных. Но предоставим Библии объяснять саму себя. «Семени... которое есть Христос», – догматично говорит Павел в Гал.3,16. А Сам Христос говорит о Себе Так: «И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Здесь со властью определены враги, не те, против кото-рых воюют человеческие лидеры, а совсем другие – на много более могущественные. А так как Иисус сейчас владеет ключами от ворот величайшего Своего Врага, то только Ему решать, кто войдет туда (и останется там навсегда) и кто выйдет оттуда (чтобы не входить туда больше никогда). Итак, там где это только возможно, пусть Библия будет путеводителем в объяснении своих образов, если вы уж решили, что здесь использованы образы. Когда вы читаете в комментариях на Лк.21,25, что «солнце – это правящая государственная власть, луна – власть церкви, звезды – властьпридер-жащие, а море – простые люди», то вы принимаете это за истину не потому, что в предисловии к английской Библии королева Елизавета названа «яр-кой звездой Запада», но потому, что Библия говорит об этом! С другой стороны, знакомая символичность снов Иосифа заставит вас задуматься о всей семье Израиля, и тогда слова из Иер.31,35,36 предстанут вам в ином свете: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израи-лево перестанет быть народом предо Мною навсегда». Отсюда становится ясно (было бы странно, если бы это не было так), как Иисус в Лк.21 говорит и толкует пророчество Иеремии о Новом Завете с Израилем. Его слова безошибочно указывают на драматические знамения в Израиле, знамения не в правящих кругах власти всего этого мира (а если и в них, то в гораздо меньшей степени). И когда Иисус сразу переходит к сравнению с цветущей смоковницей, последние сомнения в правильности наших предположений отпадают. Упоминание смоковницы, вызывает вопрос, где этот образ виден более отчетливо, более различимо. И Библия дает наилучший на то ответ. Два раза Иисус просто и ясно использовал смоковницу, как символ Своего народа, (см. Мк.11, 13-21; Лк.13,6,7). Очевидно, что и в случае в Лк.21 Он следо-вал тому же принципу, который использовался и Иеремией (глава 24), и другими пророками (Ос. 9,10; Мих.7,1; никто не сможет оспаривать факт часто-ты встречающихся в Библии сравнений Израиля с виноградом, лозой и смоковницей). Такое солидное и прочное основание толкования символики смоковницы подталкивает на интересные мысли. Закхей залез на смоковницу потому только, что на это дерево легко было залезть, или же здесь кроется какой-то символ, узнанный Лукой? Имеет ли какой-либо смысл упоминание того, что Нафанаил был виден Иисусом под смоковницей, или нет? В Книге Бытие 3, главе в которой ни одно слово не должно быть упущено, упоминание о смоковных листьях должно было наводить читателя на определенные мысли, или же о них говорится просто потому, что они пригодны для опоясывания? И наконец, почему знамения на солнце, луне и звездах стоят рядом со знамением смоковницы, роняющей незрелые смоквы во время событий под «шестой печатью»? Как бы не толковались и не объяснялись «печати», в любом толковании должно найтись место для Израиля в день проявления «гнева Агнца». Ну, а поскольку смоковница символизирует Израиль, то несомненно, хотя и не так очевидно, как того бы хотелось, финиковое дерево – образ язычников. В путешествии по пустыне, что само по себе образ искупления и освобождения, встречаются «двенадцать источников воды и семьдесят финико-вых дерев» (последнее позволяет предположить 70 народов Быт.10, а так же см. Быт.46,27; Вт.32,8; Лк.9,1; 10,1). Иерихон: «город Пальм» (в Библии паль-ма и финиковое дерево на евр. одно и то же. Прим. перев.), был первенцем из языческих городов, посвященных Яхве. В описании храма Иезекииля херу-вимы и пальмы чередуются между собою, что толкает на предположение об искуплении, как Израильтян, так и язычников. Все это приводит к неожиданному восприятию глав 10,11 и 12 Евангелия от Марка. Исцеление слепого, торжественный въезд в Иерусалим, прокля-тие бесплодной смоковницы, очищение храма, наставление в вере и, как продолжение, символическое изложение прав язычников на принятие Еванге-лия, которое было отвергнуто Израилем во времена его написания. Это происходило вблизи Иерихона: «города Пальм», когда неизлечимый слепой по имени Вартимей (само имя, которого означает: «сын языче-ский»), сидел у ДОРОГИ. Он начал кричать Иисусу, как предназначенному Мессии, Сыну Давида и, хотя «многие заставляли его замолчать», он был еще более настойчив в своем крике до тех пор, пока Иисус не повелел позвать его (несомненно одному из Своих учеников). Исцеленный и прозревший, он «пошел за Иисусом по ДОРОГЕ». Недалеко от Bиффагии (дом смокв) и Вифании (дом фиговых деревьев) ДВА ученика были посланы за ослицей и молодым ослом, за осленком, на которого НИКТО НЕ САДИЛСЯ. Они пошли и нашли животное У ВОРОТ НА УЛИЦЕ. Когда они его отвязывали, им резонно был задан вопрос: «Что делаете? зачем отвязываете осленка?» Похоже на случай с Вартимеем, не так ли? Но ответ: «Он надобен Господу», – удовлетворил вопрошавших. Когда Иисус въезжал в Иерусалим, как Царь (Зах.9,9), Он освободился от ослицы ради «молодого осла» (Мф.21,7). «И ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ и СОПРОВОЖДАВШИЕ приветствовали Его и постилали одежды свои на дороге, другие же махали ПАЛЬМОВЫМИ ветвями. Иудеи же говорили с горе-чью: «Весь мир идет за Ним». Согласно Евангелию от Луки, Иисус оплакивал ужасное будущее города, который отверг «мужа скорбей», именно во время торжественного въез-да в Иерусалим. На следующий день, когда Иисус возвращался в город, Он подошел к смоковнице, чтоб найти на ней плоды. Была весна, время плодоношения (Песни 2,13; Ис.28,4), но не нашел ни одной. Поэтому Он торжественно проклял то, что символизирует смоковница. Богу нужны плоды, а не листья. Смоковница засохла, будучи сухой еще в корне ее, и будет такой до предсказанного дня, когда она снова зацветет (Мф.24,32). Уже в нашем столетии она начала давать свои ростки, с листьями, но, увы, пока без плодов ! Войдя в храм, Иисус выгнал оттуда тех, кто извратил поклонение Его Отцу (тех, кто поклонялся через ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ), и не позволял проносить через храм, (ту ее часть, которая предназначалась язычникам), какую-либо вещь, провозглашая тем самым святость ВСЕГО храма. Эта мысль находит свое подтверждение прежде всего в пророчестве Исаии, где говорится о том, что храм будет местом поклонения всех народов, а так же в образности исцеления увечных и слепых. Засохшая смоковница была хорошим уроком ученикам, дабы показать их нужду в вере со страхом пред Божиим могуществом и святость благо-словения миссии, возложенной на них. Самое труднопреодолимое препятствие будет гора Сион, говорил Он, с храмом и законом, прочно установив-шимися на ней, но ваша вера способна ввергнуть и эту гору в море. И это пророчество сбылось в 70 году Н.Э. На другой день были рассказаны три притчи. Одна про двух сыновей, один из которых согласился работать (Исх.19,8), и не пошел, а другой, отка-зался, но потом пошел работать в винограднике отца своего. Вторая притча была о виноградарях, убивших сына и наследника господина своего, которым была предсказана «злая смерть» и передача вино-градника в другие руки. И третья притча была о брачном пире, на который были приглашены те, кто с презрением отверг приглашение и посланных рабов, за что их город и был сожжен, а на пир были приглашены все с «распутья». Вся символика Библии глубока и прелестна. Какой-нибудь символ, взятый отдельно, может показаться слабым, недостаточным и не убедитель-ным, но все вместе они образуют чудесную и значительную картину. (Посмотрите так же Мк.10,42-44 и подумайте с чем бы это могло быть связано). Примеры, подобные этому и того, что было коротко сказано об Ос.9,10, сильно разнятся от общепринятого привычного подхода, а потому долж-ны вас заставить задуматься об основных принципах толкования Библии. Заставить подумать о том, что они не так уж широки и глубоки, как кажется и как нам того бы хотелось, и о том, что они останутся такими до тех пор пока мы не оденем что-то вроде очков, какие были у богодухновенных писате-лей. Мы многое познаем и узнаем еще больше, если только доверим Библии толковать саму себя. |