Глава 8. Похожие места.
< Оглавление. Далее >
«Что касается Евангелий, мы не думаем, что знаем их в достаточной степени только потому, что часто читаем их. Но полагаем, что чтение должно быть похоже на наши молитвы, непредугаданные и неподготовленные, но наполняющие сердца высоким духом их».
Уильям Ло: «Совершенство Христианина».
О многом в Библии сказано дважды, трижды и больше раз, возможно по принципу, упомянутому в Быт.41,32. Четыре Евангелия очевидный и при-мечательный пример того. Одинаковые исторические события описаны в Книгах Царств и в книгах Паралипоменон, (а для времен царствования Езекия еще и четыре главы в середине книги пророка Исаии).
В Новом Завете достаточно много мест, где делаются ссылки и комментарии на исторические события, описанные в Ветхом. Вспомните слова Ии-суса, в которых упоминаются Адам и Ева, Авель, Ной и потоп, Лот и Содом, Моисей и терновый куст, Моисей в пустыне, добывающий из скалы воду, медный змей, Давид и священный хлеб, царица Савская, Иона и кит, Илия. И очень редко эти ссылки оставались без комментариев, которые простому взгляду недоступны. Поэтому не пренебрегайте помощью, которая предлагается вам прямо из текста.
В Деяниях Апостолов, в седьмой главе, также содержится обильная информация для познания Ветхозаветной истории, обзор которой вызвал в сердцах просвещенных в Писаниях слушателей резкое осуждение и горькую обиду. (Кстати, почему?) Стефан: «исполненный Святаго Духа и мудро-сти... веры и силы» (гл.6,3,10), говорил так, что его слушатели «не могли противостоять мудрости и Духу» (гл.6,10) Стефана, у которого было «лице Ан-гела» (гл.6,15) и который, без сомнения, знал Ветхий Завет намного лучше нас с вами. А посему, он - пример нам для подражания.
Но, конечно, самым обширным полем для сравнения параллельных мест являются четыре Евангелия. Если вы обратите на это серьезное внимание, то вы найдете для себя много чудесного и необыкновенного, о чем вы раньше и не подозревали. Иногда ценность материала, обнаруженного с этой позиции в Евангелиях, сможет привести вас в смущение и замешательство.
И эти же места могут вызвать у вас «головную боль» из-за кажущихся противоречий и разногласий. И здесь смотрите, чтобы ваша реакция на эти «противоречия» не вызвала в вас чувства собственного превосходства и мудрости, ведущей к прямому недоверию Евангелию.
Как признался в этом сам Вальтер Скотт, хорошо образованный и эрудированный человек, его вера резко оборвалась вместе с чтением Библии, ко-гда он заметил, что Евангелия описывали багряницу Иисуса по-разному . В одном было написано, что Он был одет в багряницу, в другом - в пурпур (в английской Библии перевод сделан более дословно, чем в русской. Прим. пер.). Ну разве эта история крушения веры не трогательна? Неужели этому проницательному человеку не пришла на ум мысль, что в те времена не обращали внимания на такие тонкие различия между цветами (багряный – пурпуровый), или, другая версия, что одежда багряного цвета была частью пурпуровой, а частью багряной? Разве люди всегда носят одноцветные одежды?! Это ли не очевидный пример человеческой жажды неверия? «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении…»
Итак не страшитесь давать место сомнениям. Но только на время. Придет день, когда они обратятся для вас в источник, обогащающий вашу веру и укрепляющий ее.
Поверьте, настанут дни, когда натолкнувшись на новое «противоречие», которое раньше не вызвало бы в вас ничего кроме раздражения и отчая-ния от собственного бессилия, которое не порождало ничего, кроме неверия, вы ощутите трепетное чувство первооткрывателя, стоящего на пороге чего-то нового и еще не познанного, но что познается, если шагнуть вперед, приложив некоторые усилия и труд.
Например, два такие близкие Евангелия, как от Матфея и от Марка говорят о том, что Иуде Искариоту были предложены (обещаны) тридцать сребренников («поставили» в церковнославянском переводе и на греческом в Евангелии от Матфея). Понятно, что деньги ему были уплачены, или от-вешены, сразу. Это также следует и из ссылки на Зах.11,12-13 – слова, лишенные какой бы то ни было двусмысленности.
Но в Евангелии от Марка (гл.14,11) сказано, что ему только «обещали дать... сребренники». А в том, что он какое-то время ими обладал не вызыва-ет никаких сомнений.
Включите воображение и представьте себя на месте тех, кто имеет дело с предателем. Подумайте, как бы вы поступили на их месте? Не предложи-ли ли бы вы сначала аванса, что бы тем самым как-то обязать исполнителя, а остальные деньги дали бы после выполнения работы? Итак, тридцать сребренников были полученным авансом, залогом, обещанной платы (какой? во сколько раз большей?)
Таким образом, разрешая одно противоречие, вы разрешили за одно и другое, почему Иуда согласился предать своего Господа за столь мизерную цену, имея возможность получить гораздо больше от первосвященников, поскольку они обладали несметными храмовыми сокровищами и, конечно же, не замедлили бы согласиться оплатить более солидную сумму, но только чтобы лишь избавиться от приносящего беспокойство Назорея. А Иуда Искариот был совсем не безразличен к деньгам.
Вы уже пометили для себя неясности и разницу в описании опрокидывания столов в храме (Ин.2; Мк.11; Мф.21; Лк.19)? А помазание в Вифании? А разницу в порядке описания искушений в пустыне (Мф.4; Лк.4)? А излечение слепого (слепых?), когда Иисус входил (выходил?) в Иерихон (Мф.20; Мк.10; Лк.18)? От изучения подобных «противоречий» может быть извлечена огромная польза.
Что касается последнего примера, предлагаю вам несколько вариантов «выхода из трудного положения». Взвесив все «за» и «против» каждого из них, вы сможете для себя прийти к какому-то определенному выводу.
а) Лука, будучи язычником, когда писал об Иерихоне, имел в виду новый Иерихон, построенный римлянами, остальные же писали о старом Иери-хоне, находившимся в непосредственной близости от нового. Таким образом Иисус входил в один, а выходил из другого.
b) Слова: «когда же подходил Он к Иерихону» (Лк.18,35), могут быть поняты и так, как будто Он проходил мимо, был вблизи.
с) Можно предположить, что между Лк.18,37 и ст.38 прошло какое-то время, в течение, которого Иисус находился в Иерихоне вместе с Закхеем и встретил слепого уже на выходе из города.
Будет совсем неплохо, если вы, встретившись с каким-нибудь трудным местом (не обязательно «противоречивым»), напишите для себя все под-ходящие для этого случая объяснения, внимательно изучив и взвесив все их. Часто одно, или два из всех являются более предпочтительными.
Было бы очень жаль, если вы придете к выводу, что единственным путем при изучении Евангелий и разрешении противоречий могут быть только сравнение параллельных мест – это лишь один из многих (и не лучших) возможных способов в изыскании неограниченных богатств, содержащихся в Евангелиях.
Например, как часто приходится слышать цитируемые слова из Мф.13,58: «И не совершил там много чудес по неверию их», – в подтверждение идеи, что все чудеса, творимые Иисусом, зависели от силы веры человеческой. Но хотелось бы спросить, как мог верить умерший сын вдовы из Наина и какова была вера слепого, ничего не знавшего об Иисусе? (Лк.7; Ин.9,35-38). Какой силы была вера полного грехов паралитика из Вифсады, верящего больше Иудеям, нежели Иисусу? По вере Петра ли был найден статир у выловленной им рыбы? А верил ли вообще во что-нибудь воин, что Иисус вер-нет ему отсеченное ухо?
Такие «недоразумения» возникают лишь из-за невнимательного чтения Евангелий, поскольку в Лк.4,29 говорится, что они: «встав, выгнали Его из города и повели на вершину горы... чтобы свергнуть Его», и это «по неверию их»!? Несомненно они видели творимые Им чудеса, и все же хотели «свергнуть Его»! Какой силы урок можно извлечь из этого случая!!!
Читая внимательно параллельные места, почти каждый раз находишь, что проповедническая работа Иисуса освещается в другом месте новым до-бавочным светом.
Например, вы обнаружите три различных причины почему Иисус не советовал ставить новые заплаты на старые вещи, и во всех случаях сравнение было к месту.
Если вы обратите внимание на то, кто из женщин присутствовал при распятии и сравните их имена с именами Двенадцати Апостолов, то вы мно-гое узнаете, как о самих Апостолах, так и о составе их семей.
Вы поймете загадочность слов: «...доныне Царство Небесное силою берется».
Притча о сеятеле предстанет пред вами в более полном и глубоком смысле, о каком и вообразить не возможно.
Картина шторма на озере явится пред вашим внутреннем взором в более живом свете, заставляя учащенно биться ваше сердце, да в таком темпе, какой никакое телевизионное шоу не способно вызвать.
Вы почувствуете радость от более полного понимания преображения Христова.
Вы найдете, что существуют четыре (или шесть? если учесть 1Кор.11 и Ин.6) вещей, заповеданных в Евангелиях, которые мы должны творить в воспоминание Учителя, а вовсе не три, как вы полагали.
Вы будете изумлены, узнав, сколько раз Пилат провозглашал Иисуса невиновным.
И если вы еще не потратили время на поиски выше упомянутого, то вам можно просто позавидовать – сколько чудесных открытий вас ожидает впереди!
Эта глава почти вся посвящена изучению параллельных мест в Евангелиях. Но тот же самый принцип можно применить и в другим книгам Писа-ний.
Без сомнения вы уже уяснили для себя правду о сатане, который «возбудил Давида сделать исчисление Израильтян» (1Пар.21,1). Простое, но очень яркое сравнение с 2Цар.24,1 не должно быть игнорировано.
А пробовали ли вы уже объяснить случай с Озой (2Цар.6) с позиции 1Пар.15? Или пытались ли вы понять, что же случилось с Илией, как об этом написано в 4Цар.2, приняв во внимание и 2Пар.21?
Если учесть то, что одни Псалмы принадлежат Давиду, а другие Езекии, то значит в них должна отображаться разница между характерами этих помазанников Божиих и признаки времен царствований каждого из них.
Если принять во внимание, что все пророчества Исаии и информация полученная от Ангела о гибели Сеннахирима так, или иначе связаны с прав-лением Езекии, то вы можете узнать о вторжении его армии и о нем самом, лучше чем из любого учебника истории.
Аналогично вы узнаете о последних четырех царях Иуды из книги пророка Иеремии гораздо больше, чем из книг Царств и Паралипоменона вместе взятых.
Почти любое место в Библии так, или иначе связано с другим, будь то Псалом, проповедь, пророчество или молитва. И если вы пренебрегаете этим, то вы во многом проигрываете.
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz