Глава 15. Притчи и чудеса.
< Оглавление. Далее >
«Осмелюсь утверждать, что в отдельных случаях, наше толкование Слова Божия, зиждется на нашем учении, а не на объяснениях самой Биб-лии, которое она дает при внимательном и близком рассмотрении».
Джон Уильям Бургон.
Притчи и чудеса Иисуса Христа занимают такое важное место в Евангелиях, что заслуживают особого разговора.
Начнем с того, что Сам Господь объяснял почему Он говорит притчами, «для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им (у Марка – тем, внешним) не дано». Таким образом, притчи имели двойное значение, просвещать дальше тех, кто уже был просвещен и быть тайной за семью пе-чатями для нежелающих света, или настроенных ему враждебно.
Начнем со второго.
Туманность и неясность мысли или определения, не только сбивали с толку, но вызывали прямой протест и враждебность. С другой стороны, для открытого и пытливого ума в живых и жизненных историях открывались несметные богатства, которые Господь не жалел выставлять из Своей сокро-вищницы, «ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами» (Мф.13,12,13; ср. с Ин.15,2).
Эта мысль подчеркивается далее словами Матфея: «И без притчи не говорил им, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф.13,34-35). Здесь контекст указывает на то, что притча идеальная форма обучения для ума подобного детскому уму (Пс.77,1-8), оставляя при этом, мудрых мира сего блуждать в неудовлетворении.
Существуют два основных направления в понимании и толковании притч, не считая «бездумной» (притча – история с небес, а потому не имеет ничего общего с земными делами).
Итак, главный вопрос, надо ли выискивать значения каждой мельчайшие подробности в притче, или же притча заключает в себе одну, главную идею духовной истины? Если выбрать второе, то значительная часть притчи будет служить лишь сервировочным украшением для основной мысли, украшающей рамкой картины. Если же начать докапываться до мелочей, то это может вызвать нежелательные трудности и проблемы.
Но несмотря на все трудности, ваш покорный слуга все же настойчиво советует рассматривать в притчах каждую деталь отдельно, и на то есть три веские причины.
1. Достаточно беглого взгляда на Евангелия, чтобы понять, что Иисус не бросал слов на ветер. В Его речах каждая фраза имела назидательное зна-чение. Действительно трудно поверить, что для передачи какой-то одной, пусть и очень важной мысли, Он не выбрал бы другого более подходящего способа.
2. Очень многие притчи, даже после первого прочтения, сами просятся на внимательное детальное изучение. Например, притча о винограднике, или о свадебной одежде, или о минах, или о десяти девах и, как это не покажется странным, притча о добром Самарянине, все содержание которой рассказано лишь только для того, чтобы преподать один, главный урок.
3. Интересно отметить, что из сорока притч объяснения даны только трем – притчам о Сеятеле, о Плевелах и о Неводе (все в Мф.13). И в ней, в этой главе, что само по себе знаменательно, показано толкование Самого Господа, Который объяснял все детали отдельно почти с математической краткостью и точностью:
«сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия,
а плевелы – сыны лукавого;
враг... есть диавол;
жатва есть кончина века;
а жнецы суть Ангелы». И так далее...
Подобное объяснение дает нам в руки подходящий инструмент для дальнейшей работы. Толкование притч о Сеятеле и о Неводе лишь подкрепля-ет сделанное предложение, толковать притчи подробно.
И последний довод, решающий. Иисус знал, как толковать Свои притчи! Слова из Марка 4,34 также имеют большое значение: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все». Было бы довольно странно, если бы какая-то одна важная мысль требовала для своего объяснения це-лой притчи.
Таким образом, мы видим рекомендованный подход к объяснению притч, в которых каждая деталь, каждое слово имеют свое определенное и важное значение.
Начнем с очевидных примеров, которые убедят вас в правильности сделанного вывода. И даже в них, столь хорошо вам знакомых, вы найдете что-то интересное для себя. Таким способом, вооружась главными принципами, вы сможете постепенно добраться и до тех притч, которые вызывают у вас особые трудности.
Но если даже и при этом вы не сможете найти объяснение – не беда! Приготовьтесь к тому, что не все, из того чему учил Иисус, познается с пер-вого, а то и с десятого раза. Если бы Его учение было понятно и доступно всякому-каждому, за Ним не последовало такое множество. И это совсем не обскурантизм, а обыкновенная человеческая природа – ибо кто выберет себе в лидеры кого-то, кто ниже тебя по всем параметрам и по интеллекту в том числе?
Наученные Торе евреи советовали: «Учись говорить, я не понимаю о чем речь». Нежелание признать существование определенных трудностей, которые не позволяют дать скорый и удовлетворительный ответ, вызывали не мало нареканий в изучении Библии даже среди Христадельфиан. Не лучше ли смотреть трудностям прямо в лицо и просить Господа о милости однажды пролить свет на непонятное? Возможно, кого-то из вас воодуше-вит тот факт, что многие притчи, скрывающие свои тайны для автора этой книги в течение многих лет, совсем недавно открыли свою завесу благодаря пророку Иеремии.
Назидательность мелких деталей притч Иисуса, прекрасная возможность подтвердить правильность афоризма Бэкона – «использование человеком пера и чернил делает из человека человека». Вы можете испытать это на примере любой притчи о смоковнице (Лука 13,6-9),помещая в столбик значе-ния каждой из деталей, примерно так.

Притча Значение
1. Некто- Бог
2. Виноградник- Земля обетованная
3. Смоковница- Народ Израиля
4. Поиск плода- Плоды праведности
5. Три года- Служение Иисуса
6. «Сруби ее»- было безрезультатным
7. Занимает землю- Иудаизм препятствует проповедывать народам
8. «Оставь ее и на этот год»- Последний год для свидетельства
9. «Я окопаю ее и обложу навозом»- Особое пришествие Христа к народу
10. «Не принесет ли плода»- Небольшая надежда на изменение
11. «Срубишь ее»- В 70 году Н.Э. Израиль прекратил свое существо-вание, как государство

В притчах Иисуса Христа часто то тут, то там, попадаются места, которые в жизни редко можно встретить, (если вообще это возможно). Напри-мер, не реальна одинаковая плата за одинаковый труд, но разный по времени, или же прощение долга непрощающему долгов, или же пастух, остав-ляющий девяносто девять овец (в пустыне!), чтобы найти одну заблудившуюся, или о богаче, идущему в ад, не потому что он был грешен, а только потому, что он был богат. Также и в этой притче виноградарь(!) говорит своему господину: «В следующий год срубишь ее». Исполнение приговора Израилю в 70 году Н.Э. было исполнено Богом, не Иисусом (сравни с Мф.22,7). Притча точна в своих символах, вплоть до мелочей!
Другой пример, обещанный в этой главе, притча о добром Самарянине.
И хотя в данном случае требуется всего лишь один основной ответ на вопрос, кто мой ближний, которого я должен любить, давайте посмотрим, как широко Иисус развил эту тему. Его притча, прослеженная словом за словом, покажет нам, что этот «ближний» не простой, а «Ближний» с большой буквы.
«Некоторый человек шел (букв. «нисходил», см. церковнославянский) из Иерусалима в Иерихон…» Иерусалим – город примирения с Богом, тогда как Иерихон – город проклятый на полное уничтожение (Нав.6,24,25), и нет дороги в мире более пологой и печальной, чем эта. Здесь представлена на-туральная картина всего человечества. Деятельность разбойников символизирует человека, как жертву своих собственных грехов вместе с наследст-венными. И этот путник «попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым». Состояние, подобное состоянию любого грешника, хотя и еще живого, но живого «едва», без всякой надежды на какую-либо помощь. Сам себе он помочь не может! Его собственное одеяние «праведности» было сорвано с него. Он наг и беспомощен. Священный и моральный законы, представленные священником и ле-витом, лишь подчеркивают его безнадежность. И если уж они не могли ему помочь, то кто? Они и сами шли по той же дороге и в том же направлении! «Человек оправдывается не делами закона... ибо законом познается грех».
Но тогда появился тот, кто был презираем и отвергнут людьми – и здесь не сказано, что он следовал туда же, куда и эти двое! Этот человек, «про-езжая, нашел на него». Этот неожиданный спаситель отождествляет себя с пострадавшим на столько, на сколько это возможно – Иисус имел ту же природу тех, кого Он пришел искупить. Учение Ветхого Завета о святости помещает широкую пропасть между Богом и человеком, в противополож-ность учению Нового, учению Иисуса Христа, Сына Божия!
Этот спаситель, движимый состраданием («ибо Бог так возлюбил мир»), обвязал его раны и полил на него масло и вино. В этом ясно видно мило-сердное служение Иисуса. Чем он мог еще обвязать раны нагого тела, как не своей собственной одеждой?
Затем он, «посадив его на своего осла, привез его в гостиницу». Таким образом, без всяких на то усилий со своей стороны, несчастный оказывает-ся в том месте, где должен бы находиться его спаситель – грешник отождествляется со своим спасителем (символ крещения?), в месте где он получает покой и заботу. «В доме Отца Моего, - говорил Иисус, - обителей много». Там он «позаботился о нем» – не говорит ли это о постоянной заботе Спаси-теля о раскаявшемся грешнике?
«На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы...» Эти «два динария» в точности равны полсиклю (Исх.30,15), которые одинаково платили богатые и бедные по закону «для выкупа душ ваших». Одна и та же сумма, простое ли это совпадение? Иисус мог бы сказать «один динарий», или «три», но Он не сказал этого – и это примечательно!
И случайно ли было, что это было «утром» (церковнославянский), а не в тот же самый день, или двумя днями позже? Не значит ли это, что Сама-рянин сначала спал, а потом проснулся снова перед своим уходом – Спаситель «воскрес для оправдания нашего». Могут ли мелочи быть более инте-ресны, чем эти? Но и это еще не все.
«Позаботься о нем; и если найдешь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Здесь обещание вернуться, а также гарантия того, что все, что бу-дет затрачено для пользы человека, полностью окупится. Жертва Христа в достаточной степени удовлетворяет все эти требования. Она не только по-крывает прошлые грехи, но также и последующие, совершенные ко дню Его прихода теми, кто был призван по милости Его.
Дальше следует весьма интересный, неожиданный и любопытный вывод.
Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего…»
«Но кто мой ближний?»
В ответ была рассказана притча, кончающаяся следующими словами:
«Кто из этих троих... был ближним попавшемуся разбойникам?»
«Оказавший ему милость», – был ответ, т.е. самарянин, олицетворяющий Иисуса, был Тем «Ближним» путнику, который олицетворял грешника. Вывод противоположный общепринятому, где принято считать, что грешник был «ближним» самарянину, потому-то самарянин и возлюбил его.
Трудно представить себе, что Иисус случайно употребил здесь смысл противоположный выше сказанному. Путнику был дан наказ возлюбить своего «ближнего», самарянина, ибо грешник должен любить своего Спасителя Иисуса. Есть ли большая заповедь, достойная встать рядом с наиболь-шей: «Возлюби Господа Бога Твоего»? И если человек любит Иисуса, как должно любить, разве не будет он прославлять своего Спасителя, любя также окружающих его людей, точно так, как и его возлюбил Господь?
Большое искушение продолжить столь благодатную тему, особенно если принять во внимание возможность помочь вам справиться с трудностя-ми, возникающими в понимании тех или иных притч. Но надо двигаться дальше, ибо эта маленькая книга призвана показать вам лишь путь, а не вести вас по нему.
Принято считать, что чудеса в Евангелии от Иоанна всегда связаны со «знамениями». А если так, то что это были за знамения? И опять все тот же вопрос, какова основная мысль, идея, скрывающаяся за этими знамениями? Возможно стоит рассмотреть эти чудеса подробно, как притчи? Доста-точно трудно дать короткий и простой ответ, но некоторые чудеса определенно носили в себе признаки знамений.
Чудо с насыщением пяти тысяч, описанный во всех четырех Евангелиях, вполне подходит для такого случая. Подумайте о последовательности со-бытий, в связи с общим представлением деятельности Христа.
Он отделил Своих учеников от мира водой, взяв на другую сторону Геннисаретского озера. Там, в пустыне, к ним присоединилось множество жи-телей. Там Он учил их и затем чудесным образом напитал их Хлебом Живым. Это бала Пасхальная пища, даваемая через Апостолов. Двенадцать кор-зин с остатками были бережно собраны ими. Затем пришла ночь, в которую Иисус молился на возвышенном месте. В это время Его ученики безре-зультатно боролись с волнами штормового моря. Перед самым рассветом Иисус пришел к ним по воде и, как только Он присоединился к ним, шторм утих, «и тотчас(!) лодка пристала к берегу, куда плыли». Народ, признав Его, приносил к нему больных из «селений, городов и деревень», и Он их лечил.
Насыщение пяти тысяч и все события, связанные с этим, несомненно, были «знамением». Никакая до сих пор написанная книга не содержит осо-бенностей такого рода.
Другие «знамения» в Евангелии от Иоанна могут быть рассмотрены в этом же ключе, хотя и с встречающимися трудностями. Вас ожидает чудес-ное время проведенное над изучением исцеления слепого, превращения воды в вино, излечения калеки в Вифезде, а также чудесного лова рыбы. Но ни в коем случае не останавливайтесь на этом, ибо в остальных Евангелиях тоже есть чудеса, которые требуют вашего внимательного к ним отношения, такого же внимательного, как и к притчам. Вам открывается огромное поле деятельности, поскольку еще так мало сделано в этой области.
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz