Глава 12. Основная тема.
< Оглавление. Далее >
«Не все в Писаниях ясно и далеко не всем понятно».
Вестминстерское Исповедание.
Цель продолжение изучения того, на чем заканчивается предыдущая глава , лишний раз показать образный настрой мыслей Иисуса и тех, кто писал о Нем. Но и не только это. Обобщающей идеей в служении Господу все время была одна и та же тема, которой посвящены различные притчи и бесе-ды, тема, показанная образно во многих чудесах и поступках.
В Библии этот прием используется довольно часто и чаще, чем принято многими считать. Разбивка Библии на части, главы и стихи, облегчает ее использование для ссылок, но, увы, мешает охватить одним взглядом весь текст, как одно неразрывное целое.
Поэтому многие заявляют, что такое издание пережило себя. Но это не совсем так. Просто надо приложить некоторые усилия чтобы проследить за предлагаемыми доводами, или же последовательностью, излагаемых мыслей.
Особенно это необходимо при чтении Нового Завета. Внимательно изучая стих за стихом, не забывайте время от времени окинуть взглядом целую панораму. И если суть верно и отчетливо вами схвачена, то это не только избавит вас от грубейших ошибок в толковании отдельных «мелочей», но и сильно поможет в понимании цели написания той, или иной книги Писаний. В большой мере это относится к Посланиям.
Невозможно коротко и ясно описать ценность и важность данного подхода к изучению Библии. Единственный видимый выход, для того чтобы за-острить ваше внимание на этом пункте, демонстрация на отдельных примерах. Впрочем, чтобы сделать это в полном объеме, потребовалось бы напи-сать отдельную книгу, т.к. изложение вкратце какой-либо Библейской темы, неизбежно тянет за собою вереницу других.
Здесь предлагаются несколько коротких, но достаточных, иллюстраций.
Возьмем в качестве примера ссылку, упоминаемую ранее, о странности, вызывающей вопросительное недоумение – почему Апостол Павел в гла-ве, посвященной воскресению, внезапно и непоследовательно отклоняется в сторону и говорит: «иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц», и дальше: «Иная слава у солнца, иная слава луны, иная звезд». Что он имел в виду? Что общего между этими словами и основной темой? И почему он продолжает: «Так и при воскресении мертвых»?
Слова, написанные немного раньше (1Кор.15,36-38) содержат ключ к отгадке, где воскресение тела сравнивается с зерном, посаженным в землю: «...пшеничное или другое какое». Другими словами, что-либо, и где бы то ни было, посаженное Богом, все совершенно и служит для Его целей. И это относится не только к растениям, но и к остальным творениям, будь то животные, птицы, рыбы или небесные тела. Все выполняют предназначенные им функции, которые предначертаны им их Создателем, и выполняют их в совершенстве!
Так и при воскресении мертвых. Не удивительно, что Павел говорит: «Безрассудный!» Если Бог намеревается дать вам вечную жизнь, то неужели Он не даст вам совершенного тела, способного жить вечно, неужели Он не предоставит вам совершенного мира, который также будет длиться вечно, точно так, как Он сделал это со всеми Своими остальными творениями?
Аргументация продолжается в том же духе: «Первый человек Адам (и все, кто произошли от него) стал душею живущею» (живым существом [Со-врем. Перев.]). Краткость и хрупкость человеческой жизни может показаться бесполезной и несовершенной вещью, но на самом деле, она может при-вести к совершенству, к желаемой цели, поставленной Господом, к цели, которую Он хочет, чтоб она была нами достигнута. Эта цель – совершенство характера, к славе имени Его.
«А последний Адам есть дух животворящий» и те, кто принадлежат Ему существуют для восхваления славы Божией вовеки.
Таким образом эта тема становится осязаемой и прозрачно ясной. Иллюстрация, взятая Павлом из природы, намного убедительнее, доступнее и понятнее, чем сотни утомительных абстрактных рассуждений. К тому же, это хороший пример того, как Павел, будучи «евреем от евреев», мыслил и аргументировал образным языком.
Возможно следует добавить, что вся эта аргументация была непонятна многим потому, что воспринималась как описание процесса воскресения (восстановление из могилы, предстание перед Господом, суд и дарование бессмертия). Но давайте посмотрим на следующее: ст.21; Лк.20,35; Флп.3,11; Евр.11,35 – здесь везде «воскресение» означает кульминацию процесса, его заключительную часть, а не сам процесс, становясь синонимом «Царству Божиему» (ст.50): «нетлению» (ст.52) и «бессмертию» (ст.53).
Давайте рассмотрим другой пример, совершенно отличный от предыдущего, но основанный на том же методе.
Попробуйте проанализировать Флп.4. На первый взгляд очевидно, что все стихи с 10 по 19 посвящены одному – искренней заботе Филиппийской экклесии послать Павлу денег в то время, когда он в них особенно нуждался. Стихами 20-23 оканчивается Послание. Но первая часть состоит из разных, несогласованных между собою сентенций. А потому можно предположить, что экспозиция этих стихов, поставленных вместе, как-то связана вместе одной темой. И такое предположение логичнее, чем обратное.
Начать с того, что первый стих начинается со слова «Итак», что указывает на связь его с последним стихом третьей главы. Те, кто разделял нашу Библию на главы, в данном случае явно оплошал.
По-настоящему четвертая глава начинается со второго стиха, с призыва к двум женщинам, сестрам во Христе, прекратить их ссору. «Умоляю Ево-дию, умоляю Синтихию (имена женские) мыслить то же о Господе».
Когда церковь получила это Послание, несомненно оно было прочитано при всем собрании экклесии в первый день недели. По этому особому случаю собрание, наверняка, включало в себя и этих двух сестер, с лицами красными от стыда.
Послание продолжается следующими словами: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни». Общепринятое мнение, и не без оснований, что призыв Павла о помощи прекратить эту ссору, был направлен к Луке. И посмотрите, как тактично Павел пишет, напоминая им, что они, хотя и не могут ужиться друг с другом, прекрасно уживались вместе с ним в работе Господней (обучая желающих креститься?). Их имена были записаны в книге жиз-ни. Они помогали другим, чтобы и их имена стояли рядом в этой книге. Так неужели из-за какой-то ничтожной ссоры, они должны быть вычеркнуты из нее?
И вместо упреков и нареканий – «радуйтесь всегда в Господе». А поскольку в те времена: «радуйся, возрадуйся» было общераспространенным приветствием, (а для первых Христиан оно еще подразумевало и общение друг с другом во Христе), то это приветствие прозвучало еще и как настав-ление опять-таки этим двум, споткнувшимся женщинам.
«Кротость ваша да будет известна всем человекам», – увещает Павел. Противоположное слово для «кротости» несдержанность, сварливость (сравни с 1Тим.3,3; Тит.4,2; Иак.3,17). А зачем собственно сдерживаться? Да потому, что «Господь близко». Он близок и слышит каждое ваше слово раздражения и озлобленности, читает каждую вашу пагубную мысль!
Павел знал женский характер, придирчивость друг к другу, поэтому он продолжает: «Не заботьтесь ни о чем», не печальтесь», – не придирайтесь к друг другу никогда, но, прибавляет он с нежной заботой, вы можете высказывать все ваши притязания Богу когда хотите и какие хотите: «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом – и мир Божий (лучше, чем любая вражда, Кол.3,15,13), который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши».
«Наконец, братия», обращается он в заключении ко всем, что только подобает Христианину держите сами и помогайте держать другим, тем, кто также верит вместе с вами во Христа. «О том помышляйте», подталкивает он на размышления. И не случайно здесь используется греческое слово, ко-торое так часто встречается в послании к Римлянам, в связи с идеей того, что Бог смотрит на человека, как на праведника, праведника по вере.
Павел как бы говорит, поскольку вы праведны в глазах Господа, то вам должно поэтому делать только добро от чистого сердца другим людям и тогда ваши ссоры прекратятся и больше никогда не возникнут вновь.
И наконец Павел приводит в пример себя. Замечали ли вы когда-нибудь, чтобы я копил на кого-нибудь обиду, или же, чтобы я ссорился с кем-либо? Чему вы научились от меня, что приняли?
Рассмотрение этой главы в таком ключе прибавляет много ценного. Вместо суровой и заслуженной отповеди, Павел использует эту обычную жизненную ситуацию с необычным тактом, но в то же время и с твердостью, обращая нотацию в назидание для примера жизненного поведения не только своим современникам, но и всем будущим поколениям.
Следующий пример дается здесь в схематичном, голом виде, но любой, имеющий чутье в толковании Библии, легко сможет принарядить этот кар-кас соответствующими деталями.
Рассмотрите последовательность событий в «призвании» пророка Иезекииля.
а) Глава 1,1-28. Видение славы херувимов.
b) Гл.1,28-2,2. Символическая смерть и воскресение. (В Писаниях по крайней мере есть еще восемь подобных сцен; можете ли вы найти их?)
с) Гл.2,3-5. Послание его к непокорному народу.
d) Гл.2,6-8. Признаки нежелания Иезекииля к исполнению этой миссии.
е) Гл.2,9-3,3. Ему образно передается послание.
f) Гл.3,4-9. Трудность поставленной задачи. Божественная помощь.
g) Гл.3,10,11. Указание идти и свидетельствовать людям, очевидно, ничего не знавшим о свидетельстве.
h) Гл.3,12-14. Иезекииль взят и посажен среди них против собственной воли.
i) Гл.3,15. Целую неделю он упорно хранит молчание.
j) Гл.3,16-21. «Вразумляй! Или взыщу их кровь с тебя».
k) Гл.3,22,23. Другое видение херувимов подталкивает его к действиям.
l) Гл.3,24. Но безрезультатно. Поэтому: «иди, и запрись в доме своем».
m) Гл.3,25. «Если ты не пойдешь к ним, как пророк, то ты не будешь ходить вообще».
n) Гл.3,26. «Если ты не будешь свидетельствовать, то не будешь вообще говорить».
о) Гл.3,27. «тогда открою уста твои». (Сравни с гл.24,27 и гл.33,22).
p) Гл.4,1 и т.д. Иезекииль свидетельствует о слове Яхве без слов своими действиями.
В предложенной схеме развития событий два-три пункта можно было бы прокомментировать и иначе, но основная мысль прослеживается ясно.
Общепринято считать, что пророки – люди охваченные ревностью о Боге – использовали малейшую возможность, лишь бы только свидетельство-вать о Нем окружающим, а это явно противоречит словам Иезекииля о самом себе. (Обратите внимание также на Иер.20,9; Ис.8,11; 3Цар.19,4; и, конеч-но же, Иону).
Помните всегда, и не забывайте, при изучении какой-либо части Библии, всегда стараться разглядеть за частным общее, смысл и цель обобщаю-щей главной темы, или основной мысли, которая связывает вместе отдельные части в одно целое. Если вы вдруг заметите за собой, что читаете Писа-ние, как отдельные разрозненные отрывки, то, скорей всего, вы находитесь на ложном пути. (Нет правил без исключений! К таким исключениям отно-сятся Притчи с 10 по 31).
И еще несколько примеров такого рода для самостоятельной работы.
1. Послание к Евреям красноречиво отпугивает поверивших в Христа евреев от возвращения их в синагогу. Обратите внимание на повторяющиеся увещания о превосходстве Христа во всем над законом Моисея и храмовом служении, где каждый отдельный довод – сильнейшее наставление в вере!
2. Обратите внимание на то, как слова «это»: «то» и «так» связывают всю первую главу 1-го Послания Петра. О чем идет здесь речь?
3. Без всяких видимых основания принято считать, что Послание Иакова написано Иаковом, родным братом Иисуса и датируется последними го-дами первого столетия. Но если со вниманием рассмотреть содержание Послания, то предположения, что а) этим Иаковом был сын Зеведея и, б) что это Послание было написано раньше всех остальных и, в) что оно первое послание из всех в Новом Завете, становятся более предпочтительным. Про-читайте его как серьезное наставление, данное в Иерусалиме во времена ранней церкви, а затем посланное «находящимся в рассеянии» после пресле-дований Савлом. Связь Послания с первыми главами Деяний потрясающая! Это трудно «переварить», но очень полезно!
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz