Глава 10. Используйте воображение.
< Оглавление. Далее >
«Слабы чувства моего сердца
И холодна самая горячая мысль,
Но когда я Тебя увижу, как Ты есть,
Я воздам тебе хвалу, как должно».
Джон Ньютон.
Глава, как эта, без сомнения, была бы больше уместна в какой-нибудь детской книге, посвященной драматическим произведениям, или в преди-словии к сборнику фантастики, а не в книге, посвященной серьезному и тщательному изучению Библии, а потому ее появление может вызвать лишь недоумение. И все же осмелюсь утверждать, что в большинстве случаев при исследовании любой главы Библии, воображение оказывает огромную пользу и помогает представить некоторые картины более ясно и, кроме того, часто предохраняет от грубых ошибок.
Не мешает напомнить, что информация в Библии часто дается в сжатой форме, что само по себе подталкивает читателя к использованию вообра-жения, чтобы дополнить описанные картины деталями, взятыми из своих знаний и житейского опыта.
Авраам и Исаак поднялись на жертвенную гору. Бытие два раз просто говорит: «и пошли они оба вместе». Ах, какие психологические залежи кро-ются здесь для современного романиста!
«И сказал он, выбросите ее». Кровавая смерть Иезавель может быть описана разными способами, но если писать правдиво, то получится описание короткой, но отчаянной борьбы за жизнь, которой она так дорожила, (о чем свидетельствует маленькая деталь – ее румяна и прическа), разорванные царские одежды и последний пронзительный крик смертельного ужаса, глухой звук упавшего тела, властный крик, с требованием лошадей, стук копыт и шум колесниц, и затем, рычание дерущихся псов над останками царицы. Библия все это описывает в нескольких коротких фразах, оставляя читателю самому дополнить картину. И как же много читатель потеряет, не сделай он этого!
Такая привычка не только делает ваше восприятие Библии другим, но и предостерегает вас от серьезных заблуждений, в которые могут впасть ме-нее проницательные.
Саул и сам был не маленького роста по сравнению с Голиафом: «он от плеч своих был выше всего народа». Какое должно бы быть веселье у зри-телей, когда доспехи, подобранные по его фигуре, были надеты на юного Давида! Нет ничего удивительного в том, что Давид отказался от них!
Но такое воображение не уводит нас далеко. Если Давид был не высоким и хрупкого телосложения юношей, как его часто описывают, предложил бы Саул столь драгоценные в те времена доспехи кому-либо лишь для того, чтобы они были помехой в смертельном поединке? Должно быть он это сделал потому, что Давид был не ниже его ростом, (хотя он и был младшим в семье). Обратите внимание, когда Давид отказывался от вооружения, он не сказал: «Они слишком велики для меня». Но: «Я не привык». Но зато, он «навык» к славе Бога Израилева!
Итак, привычная картинка, изображающая розовощекого мальчугана может быть позабыта.
Когда мы читаем о Закхее, то подключение нашего воображения также необходимо. Чем он только не пожертвовал ради того, чтобы увидеть и ус-лышать Иисуса – не только потерей барышей, но также своим достоинством, что для человека «второго сорта» было совсем не маловажно. Только представьте себе какой он получил отпор с проклятиями, насмешками и тычками локтями, а возможно и не только ими, когда он пытался продраться сквозь толпу. (Прекрасная возможность посчитаться с ненавистным и презренным мытарем). И разве не возбуждает воображение картина человека, влезшего на дерево? И когда Иисус приказал ему спуститься вниз, не раздавались ли в толпе презрительное хихиканье по поводу его поведения? И как он выглядел перед ними, стоящий рядом с Иисусом маломерок в, без сомнения, порванной и растрепанной богатой одежде. Если и был человек, от-крыто показавший перед Иисусом свое смирение и покорность, то это был Закхей! Но какая его за то ожидала награда! Сам Иисус Христос остановил-ся у него в доме!!!
Библия изобилует местами, требующими включения воображения. Например, Иисус в Гефсимании, или муки распятия. Здесь просто необходимо, чтобы любой Его ученик прочувствовал вместе с Ним то, что и Он чувствовал, восполнив «недостаток в плоти... скорбей Христовых»! Итак, хотя и не-возможно полностью прочувствовать и сострадать тем мукам и тому позору унижения, которые перенес Спаситель – не увиливайте от вашего долга!
Что касается распятия, то ваше воображение может завести вас очень далеко и помочь понять то, что многим современным романистам и не сни-лось. Но следует не забывать, что все это не имеет под собой Библейской основы, а потому может быть с презрением отброшено теми, кому не дано больше видеть, чем дано им. И все же, что-то хорошее во всем этом есть.
Римские воины разыгрывают у ног Распятого Его одежды. Часть одежды была без труда разделена на четыре части, а вот о хитоне пришлось бро-сать жребий: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет», решили они.
Немного поодаль стоит группа женщин, одна из которых, весьма вероятно, шила этот хитон своими собственными руками. Наблюдение за тем, как воины спорят из-за него, сопровождая свой спор не только крепкими выражениями, а может быть и угрожающими жестами, дополняет и без того мрачную картину. Но для чего им нужна Его одежда? Скорей всего только для того чтобы продать, а затем пропить вырученные деньги в ближайшем кабаке?
Что если предположить, что Иоанн, или Иосиф из Аримафеи, или даже одна из женщин, могли подойти к этим жестоким людям и спросить: «Что вы хотите за него?»
И дальше воображение перескакивает на утро воскресения. Когда Иисус первый раз появился перед Своими учениками, Он не был обернут погре-бальными одеждами, как Лазарь, но Его одежда была совершенно иной и незнакомой. На не совсем подходящий и не почтительный вопрос, а откуда же Иисус взял эту одежду, можно было бы ответить, что Ангел, отваливший от гробницы камень, мог также позаботиться и об одежде. Но также воз-можен и другой ответ, что кто-то, в день распятия, или чуть позже, приобрел ее, постирал и, положил ее у мертвого тела в гробнице со словами: «Она Ему еще пригодится».
Все это, конечно же, чистой воды фантазии, однако не совсем бесполезные. У кого-то могут возникнуть в воображении другие картины, что также хорошо. Но в идее обновленной одежды что-то есть. Одежды, некогда пропитанные пылью, а потом и кровью, теперь уже никогда не узнают ни того, ни другого, ни третьего...
Лучше всего помогает стимулировать воображение чтение вслух. Чтение драматических сцен из Библии окажет вам не малую помощь.
Вспоминается случай, когда сцены из жизни Давида, разыгранные молодыми поклонниками Слова Божиего, заставили учащеннее забиться не од-но сердце. Но независимо от эффекта, оказанного на аудиторию, несомненно то, что эти Библейские сцены останутся с исполнителями на всю остав-шуюся жизнь.
Другие молодые люди воспроизвели Суд над Христом в виде драматической декламации. У каждого в руках был свой текст монолога. Каждая фраза повторялась снова и снова с различными видами тембра и модуляции, заканчиваясь имитацией объявления диктора по радио. Чтецы были при этом за занавесью. Дело было сделано, и сделано успешно, лишь с помощью их голосов.
И то же самое, но в другое время и в другом месте, повторили другие молодые люди, но все с тем же неизменным энтузиазмом и без всякой на то претенциозности, чему стали свидетелями несколько сотен тысяч.
Некоторые места в Библии требуют как бы вашего личного присутствия, искреннего и почтительного, и тогда результат получается более чем удовлетворительный. Жизнь Иосифа, суд над Павлом, Сеннахирим перед стенами Иерусалима и даже Песнь Песней находятся в этом плане в одинако-во равном положении.
Несколько слов о фильмах на Библейские темы.
Даже те, которые претендуют на максимальную приближенность к тексту, неизбежно уходят куда-то в сторону. Часто, замешанные на тяжело уз-наваемом сюжете, они дают пищу воображению весьма скептическому и непочтительному. Однако сами картины, будь то пейзажи или диалоги, прочно застревают в памяти на долгие годы. А потому избегайте смотреть такие киноленты.
Но при всем при этом не стоит отказываться от чтения хороших, интересных и полезных книг.
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz